Политолог Марат Баширов: «В Москве появится памятник Слободану Милошевичу»

Бронзовый монумент уже отлили в Сербии

В Москве может появиться памятник президенту Союзной Республики Югославия Слободану Милошевичу, сообщает профессор ВШЭ Марат Баширов. По словам политолога, двухметровая бронзовая фигура отлита в Сербии. В ближайшие дни она будет доставлена в Москву. Вполне возможно, что памятник будет установлен в одном из публичных мест в центре столицы. О том, почему скульптура Милошевича была отлита именно сейчас, и почему ее решено привезти в Москву, Марат Баширов рассказал «МК».

Бронзовый монумент уже отлили в Сербии

— Все то, что происходило с Югославией в 1999 году, это было привнесение войны обратно на территорию Европы, — говорит профессор Марат Баширов. — И сделано это было руками американцев.

Все, что сейчас происходит в зоне специальной военной операции, - это второй этап программы Соединенных Штатов Америки по разрушению старой архитектуры безопасности и экономики. И, наверное, те события, когда силы НАТО в период с 24 марта по 10 июня 1999-го бомбили Югославию, мы неверно тогда оценили. Хотя был и разворот правительственного самолета Ил-62 с председателем правительства Евгением Примаковым над Атлантикой, и марш-бросок на Приштину, когда наши десантники заняли единственный в Косово аэропорта «Слатина» до прихода сил НАТО. Но все-таки полного геополитического понимания тогда не было, а сейчас оно приходит.

(Под предлогом защиты косовских албанцев силы НАТО развернули военно-воздушную операцию, которая в документах фигурировала, как «Союзная сила», а также как «Благородная наковальня».

По стране было выпущено 3 тысячи крылатых ракет, сброшено 80 тысяч тонн бомб, в том числе кассетных и с содержанием обедненного урана. Только по официальным данным, при бомбежках погибли 1700 человек, в том числе 400 детей.

Были уничтожены многие гражданские объекты — школы, больницы и детские сады. Сейчас все чаще звучат мнения, что США использовали Югославию как полигон, где обкатывалась модель разрушения многонациональной, многоконфессиональной страны, похожей на Россию. — Авт.).

— Почему памятник Слободану Милошевичу, на ваш взгляд, хотят установить именно в Москве?

— Если посмотреть на наши связи с европейскими странами, можно сказать, что Сербия, в силу исторических причин, осталась, пожалуй, единственным нашим очевидным союзником и партнером. Хотя страну, конечно, «душат», заставляют вводить против России какие-то ограничения. Вторая страна — это Венгрия, она близка нам в силу экономических связей. 

Политолог отмечает, что в России огромная диаспора сербов.

— У них есть свои ассоциации, свои союзы. Памятник был изготовлен в Сербии в основном на те деньги, которые собрали простые сербы. Участвовали в его финансировании и наши спонсоры. При этом власти Сербии помогали перевозить памятник.

По моей информации, первоначально не было согласовано место, где его могут установить. И это тоже была непростая работа, которая велась здесь, в России. То есть были те, кто отнюдь не хлопали с одобрением в ладоши. Но, слава Богу, все преграды были преодолены.

Памятник Слободану Милошевичу может появиться в Москве. А памятники — это история, в первую очередь. История, которую все время пытаются переписывать. А вот такими как бы скрепами, такими решениями, история как раз и фиксируется. Милошевич — это человек, который своей жизнью заплатил за защиту своей родины. (Милошевича не стало 11 марта 2006 года, он умер в тюрьме в Гааге, согласно результатам вскрытия, от инфаркта миокарда. — Авт.).

Многие же потом его предали, он был тайно передан Гаагскому Международному трибуналу по бывшей Югославии. Но Милошевич, что называется, не сломался, сам на суде обвинил НАТО в преступлении против человечности. Сейчас это особенно актуально, потому что Соединенные Штаты Америки действуют по шаблонам.

— Речь Милошевича в суде можно рассматривать теперь как предупреждение потомкам?  

— Я не скажу, что Милошевич — пророк. То, что он говорил, это были его личные убеждения. И, очевидно, что его позиции до сих пор придерживается часть сербов. Хотя против них точно так же работают с информационной точки зрения и Европа, и Америка.

Я думаю, что часть сербов, особенно, молодых, стараются забыть эту трагическую историю. Речь Милошевича в суде была больше обращена к его сторонникам. Это раз. И второе — с надеждой к нам.

Почему я за то, чтобы этот памятник был разрешен и поставлен в России? Потому что это показывает, что мы как раз понимаем: история очень часто повторяется, если совершать ошибки. А тогда, в 1999-м, на мой взгляд, мы такую ошибку совершили, не став защищать сербов так, как могли бы их защитить.

— Фигура Слободана Милошевича — неоднозначная, одни считают его патриотом, другие — военным преступником.

— В России вряд ли найдется большое количество людей, которые считают его военным преступником. А вот тех, кто считает, что историю забывать нельзя, что ошибки истории, повторенные нами, очень дорого могут обойтись России — я думаю, большинство. На мой взгляд, они как раз и помогали тем энтузиастам, которые решили установить этот памятник.

— Определено место, где этот памятник будет установлен?

— По моей информации, один из вариантов, который сейчас обсуждается, это сквер около посольства США. Другой вариант — Площадь Европы. Примерная дата, когда памятник может быть установлен — середина июня. Нужно время, чтобы все согласовать.  

Между тем политолог призывает обратить внимание на то, кто придет на церемонию открытия памятника в качестве почетных гостей. На фамилии тех, кто будет в списке меценатов. Эти сигналы, как считает профессор, будут поважнее отставок и назначений в регионах и перестановок в федеральном центре.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру