На позициях отряда «Барс», на передовой, корреспондент «МК» пообщалась с добровольцем-байкером из казанского мотоклуба.
Очередная командировка в зону спецоперации для меня началась с визита к ребятам из добровольческого отряда «Барс». Я была у них месяц назад, и вот снова представилась возможность наведаться в гости. Наверное, у всех военкоров, работающих в зоне СВО, есть подразделения, ставшие родными, куда особенно приятно приезжать. Есть такие и у меня.
Несмотря на то, что все попытки дозвониться до комбата, чтобы предупредить о нашем приезде, не увенчались успехом, я все же каким-то чудом смогла найти их расположение. И это с учетом того, что ориентирование на местности даже в курсантские года давалось мне нечеловеческими усилиями. То ли со временем зрительная память стала лучше, то ли просто повезло (второй вариант мне кажется более правдоподобным), но после получаса блужданий и нескольких тысяч потраченных нервных клеток мы уже сидели в расположении и пили чай с конфетами.
С многими из добровольцев я общалась в прошлую командировку, но были и новые лица, с которыми мы тут же познакомились.
Андрей с позывным «Окаянный» пришел добровольцем в отряд «Барс» в ноябре прошлого года. Крепкий молодой мужчина с густой бородой родом из Казани. На нем футболка с символикой мотоклуба. Особая симпатия к «мотокультуре», в общем-то, и подтолкнула меня завести разговор с добровольцем-байкером.
Андрей рассказывает, что большую часть времени в его гражданской жизни занимали мотоциклы. Это и увлечение, и любимая работа, да и в целом образ жизни. «Окаянный» - байкер со стажем, член казанского мотоклуба Trespassers MC.
Решение отправиться добровольцем на фронт Андрей принял, когда в стране началась частичная мобилизация. Говорит, не стал гадать на кофейной гуще - придет ли ему повестка или нет, а сам связался с руководством отряда, и через некоторое время уже приехал в зону спецоперации.
- Когда объявили мобилизацию, стало понятно, что на фронте не хватает людей, - объясняет Андрей. - А народу Донбасса, детям и старикам нужна помощь. Тогда и решил - надо ехать.
Признается, что подобные мысли возникали и в начале СВО, но мешали дела, которые нельзя было бросить в одночасье.
Из военных опыта за спиной у Андрея лишь «срочка». «Окаянный» служил водителем, сначала в автомобильных войсках, потом - в мотострелковых. В «Барс» пришел простым бойцом. Пришлось и окопы копать, и в блиндажах жить. Постепенно за три месяца службы дорос до должности техника отряда.
- Руководство узнало, что у меня есть технические навыки и знания, есть свой автомотосервис. Тогда они приняли решение поставить меня на должность техника, - объясняет он. - Пользу ведь можно приносить по-разному. Если не будет отлаженной логистики и исправного транспорта, то бойцам придется очень туго. Есть такое высказывание: «Сражения выигрываются обозами и телегами».
Сейчас в задачи, которые стоят перед добровольцем, входит обеспечение отряда исправной техникой. Это и ремонт, и эвакуация, и запчасти, и ГСМ, и много чего еще.
Андрей говорит, что друзья гордятся им и, конечно же, переживают за товарища. Но отговаривать никто не решился.
- Они просто знают, какой я. Если что-то решил, то переубеждать меня бесполезно.
Андрей делится, что соратники по мотодвижению очень поддерживают его и других членов клуба, которые пришли на защиту Донбасса. Президент мотоклуба сам уже не один раз приезжал в зону спецоперации с гуманитарной помощью.
- Почему ты выбрал «Барс», а не другое добровольческое подразделение?
- Мы были много наслышаны именно про «барсов», несколько близких знакомых служили здесь. Знаешь, люди ведь по разным мотивам идут на фронт. Кто-то хочет именно воевать, кто-то просто хочет помочь людям. Вот я себя отношу ко второй категории. Я хочу помочь военным, помочь гражданским. Когда я это делаю и вижу результат своей работы, то я ей доволен.
Не поинтересоваться у Андрея, откуда у него такой необычный позывной, я, естественно, не могла.
- Ой, это еще очень давно мне его придумал вице-президент мотоклуба Trespassers MC. Вот, к примеру, стакан целый день стоит на столе и никому не мешает, а стоит мне пройти, то обязательно задену, он упадет и разобьется. И так во всем, - смеется доброволец. - Человек-удача, в общем.
- А здесь твоя «везучесть» как-то проявляется?
- Пока особо нет, я не замечал. Хотя тебе лучше у «Болтуна» спросить, жаль, он вышел сейчас. Он-то наверняка скажет, что да, - продолжает с улыбкой «Окаянный». - Я его частенько выбешиваю и достаю, хотя на самом деле мы дружим.
«Болтун» оказался не особо разговорчивым (вопреки своему позывному) молодым человеком. Он земляк «Окаянного». Мужчины были дружны и в гражданской жизни, объединяла любовь к двухколесной технике, состояли в одном мотоклубе.
«Окаянный» рассказывает, что, когда озвучил друзьям-байкерам свое решение вступить в «Барс», «Болтун» не раздумывая сказал: «Я с тобой». Друзья и знакомые помогли ребятам собраться, закупить все необходимое снаряжение перед отправкой. Теперь два товарища-мотоциклиста так и служат, бок о бок.
По словам «Окаянного», байкеров в зоне СВО довольно много. Только у них в подразделении, помимо него самого и «Болтуна», воюют еще двое байкеров.
- У вас между собой какие-то особые отношения? Такое понятие, как мотобратство, здесь имеет место быть?
- Нет, отношения со всеми одинаковые. Просто у нас больше общих тем, - отвечает Андрей.
- Твое увлечение мотоциклами здесь как-то помогает?
- Абсолютно нет. Мотоциклы это одно, а боевые действия — совсем другое. От того, что ты мотоциклист, или строитель, или еще кто-то, стрелять лучше явно не будешь. Это отдельные навыки, которые нарабатываются и оттачиваются специально.
«Окаянный» признается, что были и психологически сложные моменты. Например, перебарывать в себе страх во время обстрелов. Да и сейчас это неприятное чувство порой накатывает. Но отходить и прятаться нельзя, ведь противник, подняв коптер, должен видеть, что наступать ему некуда, у нас все позиции заняты людьми, и мы готовы встретить врага, как полагается.
- Поэтому сидишь и держишь оборону, - продолжает Андрей. - Но противник ведь тоже просто смотреть не будет, он кроет артой и минометами по нашим позициям. Вот это самое неприятное в моральном плане, ты вроде бы понимаешь, что «укрыт» в земле, но никто ведь не исключает прямой прилет. Сидишь и проговариваешь про себя: «Лишь бы не прямой, лишь бы не прямой».
По словам собеседника, специфика СВО такова, что ты можешь противника за все время службы даже в глаза не увидеть, но при этом идут бои и ты постоянно рискуешь попасть под огонь. На поле боя все решают технические средства и вооружение. Своего рода «война машин», вот только гибнут живые люди.
«Окаянный» признается, что за время службы запоминающихся моментов набралось уже довольно много. Вот только как это передать обычными словами?
- Попали мы под обстрел «Градов», но смысл какой об этом рассказывать? - задается вопросом Андрей, и тут же сам на него отвечает. - Чтобы понять, надо прочувствовать, самому пережить такие моменты. Это так же, как фотографии и видео на сто процентов не могут передать картинку.
Вот я, к примеру, ездил в горы неоднократно. Поднимаешься, смотришь с высоты, а у тебя перед глазами сосны, как трава. И ты это видишь. А берешь фотоаппарат, делаешь снимок, и на нем - просто плоский зеленый фон. Так же ни один рассказ не может до конца передать состояние человека...
Боец рассказывает, что, несмотря ни на что, покидать ряды добровольцев не планирует. Говорит, домой поедет только в трех случаях. Первый - это когда закончится СВО и противник будет побежден. Второй - если руководство по каким-то причинам попросит его уйти. И третий - если иссякнут собственные силы.
- Я не исключаю, что возможен и такой вариант, - признается собеседник. - Бывает же, что человек устал психологически и больше просто не может. А так, конечно же, планирую идти до конца.
Вопрос только, сколько это все продлится. Одно дело, если еще год-два, то я точно смогу. А если, предположим, затянется лет на десять, то не знаю, если честно, выдержу или нет. В общем, поживем - увидим.