С конца прошлого года в России разрабатывается нацпроект по развитию беспилотной авиации и беспилотных авиасистем. Цена вопроса – сотни миллиардов рублей. Объём отечественного рынка только гражданских беспилотников в ближайшие годы оценивается в триллион рублей.
Вице-премьер Андрей Белоусов озвучил на совещании такие цифры: в 2023 году в России объём рынка беспилотников составляет примерно 32 тыс. аппаратов. Из них 20 тысяч ‒ импорт. Оставшиеся 12 тысяч – условно отечественные. В основном это отверточная сборка из импортных комплектующих. Уровень локализации производства дронов – от 10% до 30%. Импортируется почти 100% двигателей и 95% - пилотажно-навигационного оборудования.
Спрос на дроны в стране растет как на дрожжах. Прогноз: за три года это 240 тыс. беспилотников всех типов, в том числе 5 тыс. средних и тяжёлых. До 2030 года ‒ порядка 670 тыс. беспилотников, включая 16 тыс. средних и тяжёлых.
Каковы планы по производству дронов? Хотят увеличить объем с 6 тысяч в 2023 году до 18 тысяч в 2026-м и до 32 тысяч – в 2030-м. Для достижения этих целей определены конкретные меры, включая господдержку. Насколько они реальны?
- На мой взгляд, - сказал «МК» Денис Федутинов, - крайне важно, что на высшем политическом уровне было заявлено о необходимости развития беспилотных и роботизированных систем. Это одно из направлений, которое может в перспективе обеспечить преимущества, как в оборонном, так и в гражданском секторах.
Эксперт напомнил, что российские власти в течение последнего десятилетия активно вкладывали средства в финансирование военных проектов беспилотных систем.
- И думаю, они, наверняка, хотели бы, наконец, уже увидеть результат, адекватный сделанным инвестициям. В связи с этим, полагаю, появляется реальная возможность спросить с ответственных лиц за выполнение делегированных им задач.
Кроме того, отметил Денис Федутинов, беспилотники являются системами двойного назначения:
- Уверен, что государству хотелось бы увидеть синергетический эффект. Чтобы технологии, созданное в рамках военных проектов, проникали в гражданскую сферу, а там, за счет использования потенциально огромного рынка, происходило бы удешевление готовых решений. В дальнейшем они моги бы возвращаться, в том числе, и в военную сферу применения уже при состоявшемся снижении себестоимости. Запуск этого конвейера взаимодействия военного и гражданского рынка разработок в сфере беспилотных летательных аппаратов был бы существенным достижением.
По словам эксперта, в том, что касается гражданской сферы применения дронов, президент подал четкий сигнал чиновникам - отказаться от шаблонного мышления, в том числе в части обеспечения безопасности.
- Да, ограничения, связанные с текущей ситуацией, очевидно, будут иметь место, но не нужно ими злоупотреблять, надо оставить возможность развития для отрасли, - сказал Денис Федутинов. - Кроме того, проявленная политическая воля наверняка сдвинет с мертвой точки годами не решавшиеся вопросы, касающиеся проблемных областей, сопутствующих легальному применению беспилотников. Таких как сертификация, выработка стандартов подготовки операторов и т.д.