Контрразведчик рассказал о срыве покушения на Сталина отравленными пулями

Доклады «СМЕРШа» дважды в день ложились на стол Верховному

80 лет назад, 19 апреля 1943 года, было создано Главное управление контрразведки «СМЕРШ» («Смерть шпионам!») Наркомата обороны СССР. О роли и задачах органов контрразведки рассказал в интервью журналу «Национальная оборона» руководитель Департамента военной контрразведки ФСБ России (2000-2015 годы) генерал-полковник Александр Безверхний.

Доклады «СМЕРШа» дважды в день ложились на стол Верховному

По словам генерала, военная контрразведка внесла большой вклад в Победу. Но после Великой Отечественной деятельность и история военной контрразведки и, в частности, «СМЕРШа» часто искажались, а заслуги забыты.  

В начале Великой Отечественной военная контрразведка была передана из подчинения Наркомата обороны в НКВД. Тогда ее возглавил комиссар госбезопасности 3-го ранга Виктор Абакумов. Однако после Сталинградской битвы потребовались дополнительные меры по противодействию серьезной агентурно-подрывной и разведывательной деятельности немецких спецслужб.

Верховный главнокомандующий Сталин принял переподчинить военную контрразведку Наркомату обороны СССР, то есть себе, поскольку он был и наркомом обороны. Сталин нуждался в объективной информации, и поэтому он этот грозный механизм подчинил лично себе.

19 апреля 1943 года вышло постановление Совнаркома о создании Главного управления контрразведки. В числе специальных задач: зафронтовая деятельность, радиоигры с вражеской разведкой, борьба со шпионами и диверсантами.

Название «СМЕРШ» утвердил лично Сталин. Вначале предлагалась назвать новый орган «Смернеш» – «Смерть немецким шпионам». «На что Сталин спросил: «А мы разве только с гитлеровской разведкой боремся?» – и утвердил короткое, звучное, убедительное имя «СМЕРШ» – «Смерть шпионам!», что должно было внушить противнику настоящий страх», – рассказал Александр Безверхний.

Спецсообщения от начальника «СМЕРШ» Абакумова ложились на стол Сталина два раза в сутки.

Он напомнил, что Абакумов предложил давать вчерашним шпионам второй шанс: не предавать их суду и расстреливать по законам военного времени, а делать их агентами «СМЕРШ». Они возвращались в разведшколы врага, работали на рациях, передавая дезинформацию, опознавали вражеских разведчиков-диверсантов.

Именно таким зафронтовым разведчиком был Петр Прядко. Он полтора года провел в «Абвергруппе-102». Трижды его забрасывали в советский тыл – и трижды он возвращался. Прядко принес данные с фотографиями 100 с лишним агентов и кадровых разведчиков абвера, устраивал саботаж и провокации в самой «Абвергруппе». Таких агентов были сотни.  

С помощью радиоигр контрразведка «СМЕРШ» провела целый ряд операций по дезинформации абвера. Врагу передали дезинформацию, например, о планах Генштаба Красной Армии на Курской дуге. В общей сложности за годы войны было проведено более 180 радиоигр.

В качестве примера Александр Безверхний привел радиоигру «Туман».

Немецкая спецслужба «Цеппелин» в 1944-м подослала к нам наемных убийц, которым предстояло совершить покушение на Сталина и других советских руководителей. Однако, рассказывает Безверхний, этим планам не суждено было сбыться: Петра Шило-Таврина и его супругу арестовали органы «СМЕРШ». Изъяли пистолеты с отравленными пулями и компактный ручной гранатомет. При этом самих несостоявшихся убийц вовлекли в радиоигру с целью успокоить германские спецслужбы, что их агенты добрались до пункта назначения и вот-вот выполнят свое задание...

«СМЕРШ» просуществовал три года – с 1943-го по 1946-й. Александр Безверхний напомнил, что сотрудниками «СМЕРШа» в разные годы были писатель Федор Абрамов, героическая летчица Марина Раскова, начальник ГРУ Генштаба Петр Ивашутин, глава Гостелерадио Советского Союза Николай Месяцев, конструктор первого пилотируемого корабля «Восток», на котором летал Гагарин, Олег Ивановский.

Судьба главного «смершевца» Абакумова сложилась трагически. В 1946 году он занял пост министра госбезопасности – МГБ. Его арестовали в 1951-м и держали в тюрьме до смерти Сталина. Уже при Хрущеве его следом за Берией расстреляли в 1953 году.

«Сегодня практически каждый день то тут, то там слышишь: «Нам снова нужен «СМЕРШ»! – сказал генерал Александр Безверхний. – Я думаю, что это объясняется очень легко. Просто «СМЕРШ» своим профессионализмом снискал уважение, добившись результатов, которые высоко оценены руководством страны и органами государственной безопасности. «СМЕРШ» стал брендом потому, что он переиграл абвер! Потому что он победил, а не его победили!»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру