О том, что такого рода поправки готовятся, неделю назад сообщил глава думского Комитета по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев («ЕР»). Это было после взрыва в петербургском баре, в результате которого погиб Максим Фомин (Владлен Татарский), а несколько десятков человек получили ранения разной степени тяжести. 10 апреля Комитет по госстроительству и законодательству уже готовые поправки рассмотрел и без вопросов и обсуждения их рекомендовал принять.
В последнее время многие ужесточающие Уголовный кодекс изменения внедрялись ко второму чтению в текст принятого в первом чтении законопроекта, причем иногда совсем на другую тему. Так было и на этот раз, правда, «приютил» поправки законопроект на схожую тему, внесенный правительством в ноябре 2022 года. Инициатива предлагала считать диверсиями не только взрывы, поджоги и затопления дорог, мостов, водопроводов, электростанций и средств связи в целях подрыва экономической безопасности и обороноспособности РФ, но и нанесение вреда здоровью людей или природной среде при помощи опасных вирусов, бактерий и химических веществ.
Напомним: обычно словом «диверсия» называют некие тайные и заранее спланированные действия на территории противника во время военных конфликтов, а статья 281 УК и сейчас обещает за это минимум 10–15 лет лишения свободы, а максимум — пожизненное заключение. Из статистики Судебного департамента при Верховном суде РФ следует, что российским судьям раньше очень редко приходилось рассматривать дела такого рода. За восемь лет, с 2014-го по 2021-й, по статье 281 в стране осудили всего шесть человек, за первое полугодие 2022 года еще одного… Статистики за весь 2022 год еще нет, но, судя по числу сообщений о возбужденных в последние месяцы уголовных «диверсионных» делах, можно говорить об изменении ситуации в худшую сторону.
Что же изменится в УК в результате нынешней правки? Состав преступления в статье 281 («Диверсия») уточняется с учетом исходных предложений правительства, но «просто диверсия» будет наказываться уже не лишением свободы от 10 до 15 лет, а от 10 до 20 лет. Граница между «диверсией», в результате которой кто-то погиб по неосторожности диверсанта, и «диверсией», ставшей причиной смерти умышленной, стирается. Сейчас УК в первом случае обещает от 15 до 20 лет колонии, а во втором — вплоть до пожизненного заключения. После того как обсуждаемые поправки вступят в силу, гибель человека в ходе диверсии, умышленной она была или нет, будет обещать от 15 до 20 лет колонии или пожизненное заключение. Аналогичное наказание прописано и за посягательство на объекты атомной энергетики, хранилища ядовитых или химических веществ, патогенных биологических объектов. А от 12 до 20 лет — за диверсию против объектов Вооруженных сил, Росгвардии, органов госвласти и предприятий ОПК.
В и без того особо тяжкой статье 275 УК («Госизмена»), уголовные дела по которой ФСБ возбуждает в последнее время все чаще и чаще, альтернативой лишению свободы на срок от 12 до 20 лет станет пожизненное лишение свободы.
Правке подвергнутся и некоторые «террористические» статьи УК, где такое наказание, как пожизненное лишение свободы, и без того встречается довольно часто. За совершение теракта сейчас обещают от 10 до 15 лет — теперь же верхняя планка поднимется до 20 лет. И здесь тоже никакой разницы между умышленным убийством в результате теракта и убийством по неосторожности больше не будет: погиб кто-то — вплоть до пожизненного…
За содействие террористической деятельности, то есть за склонение, вербовку или иное вовлечение гражданина в совершение террористических преступлений, минимально возможный срок наказания поднимется с 5 до 7 лет лишения свободы, а за пособничество в совершении любого террористического преступления — с 10 до 12 лет (максимальный 20 лет). Участие в террористическом сообществе вместо 5–10 лет колонии будет обещать от 10 до 15 лет колонии, что делает это преступление особо тяжким.
Первый замглавы комитета Ирина Панькина («ЕР») назвала одобренные комитетом поправки важными. А г-н Пискарев заявил, что это необходимо для защиты от тех беспрецедентных угроз, с которыми сейчас столкнулась наша страна со стороны Украины и ее западных спонсоров.
Пожизненное заключение в России не назначается женщинам, несовершеннолетним и мужчинам 65 лет и старше. Отбывают этот вид наказания в исправительных колониях особого режима. Статьи УК в новой редакции и с новыми сроками будут применяться только к тем событиям, которые произойдут после вступления в силу принимаемого сейчас закона. Обратной силы они не имеют.