Присутствие в Африке оказалось для России критически важным

У Москвы есть своя глобальная политическая повестка, которая нуждается в продвижении

В Москве 19–20 марта прошла международная парламентская конференция «Россия—Африка». Несмотря на занятость в связи со встречей в Москве председателя КНР Си Цзиньпина, Владимир Путин нашел время, приехал на конференцию и выступил перед африканскими парламентариями. Конференция уже стала историей, но вместе с тем она оказалась и беспрецедентным международным политическим событием. В Россию по приглашению председателя Госдумы Вячеслава Володина одновременно приехали парламентские делегации из более чем 40 государств Африки (всего на африканском континенте — 55 стран). При этом существенная часть делегаций прибыла во главе с первыми лицами парламентов. С учетом колоссального давления со стороны коллективного Запада на элиты Африканского континента данный уровень представительности выглядит если не чудом, то однозначным успешным политическим явлением.

У Москвы есть своя глобальная политическая повестка, которая нуждается в продвижении

Открою небольшую тайну… Организационным комитетом парламентской конференции «Россия—Африка» была проведена колоссальная работа по приглашению спикеров парламентов стран Африканского континента, в том числе с выездом в десяток африканских столиц, что, конечно, дало свои результаты, поскольку проявляемое внимание и уважение по-прежнему являются факторами международной политики.

Так или иначе, Москва собрала парламентариев со всего Африканского континента — от Алжира и Марокко до Мадагаскара, и от Египта и Эфиопии до ЮАР, Анголы, Гамбии и Гвинеи. Одновременно столько африканских политических деятелей в современной России не было никогда. И можно со всей уверенностью сказать, что никто из них не пожалел об этом. Я здесь имею в виду не только наше традиционное радушие, гостеприимство и профессионализм в проведении международных мероприятий на высшем уровне. Африканские парламентарии из уст Президента России услышали многие послания, которые они не просто ждали, но которые имеют стратегическое значение и для наших отношений с Африкой, и для всего глобального стратегического развития. Коротко расскажу о главном…

Во-первых, Россия на Африканском континенте воспринимается как страна, способная обеспечивать политическую стабильность, мир и безопасность. Для африканцев Россия точно не колонизатор и не агрессор, а скорее защитник и гарант уверенности в завтрашнем дне. И Президент России в своей речи однозначно дал понять, что наша страна не будет мириться с диктатом третьих стран, как не станет соглашаться с вмешательством во внутренние дела суверенных независимых государств.

Во-вторых, африканцев беспокоят поставки в их страны российского продовольствия. Некоторые государства зависят от российской пшеницы, например, на 90%. Здесь Владимир Владимирович Путин четко сформулировал российское видение будущего поставок продовольствия в Африку. Мы исходим из того, что зерновая сделка была заключена в пользу беднейших стран планеты, а не для того, чтобы дефицитная пшеница «оседала в закромах» стран Запада. Даже если Россия откажется от пролонгации зерновой сделки (что, с учетом поведения западных «партнеров», крайне вероятно), поставки зерна в Африку Россия тем не менее обеспечит, в том числе на безвозмездной основе.

В-третьих, Россия будет дальше стоять на защите традиционных духовных ценностей, обеспечивать поддержку культуры и традиций, содействовать реализации гуманитарных и образовательных проектов. В частности, число студентов из африканских стран, обучающихся в российских вузах на бюджетной основе, будет постоянно расти.

Конечно, африканцы ждут и российские инвестиции, и российские технологии, и российскую энергетику. Но главное на самом деле не это… Африканцам крайне важно признание их политической, экономической и, если хотите, цивилизационной субъектности. Африка, по сути, опоздала к разделу цивилизационного пирога и сейчас усиленно наверстывает упущенное. Более четверти всех стран мира расположены на Африканском континенте, население Африки приближается к полутора миллиардам человек. Как минимум четыре африканские державы уже являются большими претендующими на особую роль в мире экономиками. Это Египет, Нигерия, ЮАР и Алжир. Также на континенте как минимум четыре страны имеют население больше 100 миллионов человек: Нигерия, Эфиопия, Египет, Демократическая Республика Конго (ДРК). Это самый быстро растущий рынок, с молодым и амбициозным населением. Без преувеличения XXI век может стать веком Африки.

И на этом фоне Африканский континент остается, по сути, на задворках глобального политического процесса. Из влиятельных международных организаций (кроме ООН) Африка представлена только в объединениях БРИКС и G20. Вскоре возможно присоединение ряда африканских стран, например, к ШОС или к зоне свободной торговли ЕАЭС. Для коллективного же Запада Африка как геополитический субъект просто не существует. Западные элиты никуда не дели свои колониальные замашки и по-прежнему разговаривают с африканцами с позиции силы, диктата, запугивания и шантажа.

В этой ситуации у России есть все основания рассчитывать на самое эффективное и, я бы даже сказал, привилегированное положение на Африканском континенте — по той простой причине, что Россия видит в Африке не источник ресурсов и объект для эксплуатации, а друга, союзника, партнера и соратника. И это на континенте понимают очень хорошо. По итогам своих многочисленных поездок в африканские страны могу со всей ответственностью заявить, что Россию в Африке не только ждут, но и уважают, любят и ценят, а авторитет Владимира Путина здесь — колоссален.

Вы скажете, что все это, конечно, замечательно, но нам-то что с того? И здесь нужно отметить самое интересное: Африка нам нужна не меньше, чем мы Африке.

Во-первых, как мы знаем, Россия — это отдельная самостоятельная и самодостаточная цивилизация, а любой цивилизации нужны союзники и стратегические партнеры. И дело здесь, конечно, не в военных конфликтах, а в том, что у России есть своя глобальная политическая повестка, которая нуждается в продвижении как, например, на площадке ООН, так и в межгосударственных политических и экономических отношениях. Больше четверти всех государств мира расположены на Африканском континенте, и такой масштаб геополитических отношений так или иначе заставляет нас присутствовать на территории Африки.

Во-вторых, напомню, что мы вступили в эпоху глобального экономического развития, когда экономические отношения приобретают формат международного сотрудничества. Опережающее экономическое развитие, рост быстрее «среднего по планете» возможен только в формате глобальной экономики. Не случайно одним из шести приоритетов Правительства РФ на текущий период является укрепление отношений с дружественными странами, о чем председатель Правительства РФ Михаил Мишустин заявил в Государственной думе на ежегодном отчете правительства 23 марта текущего года. Нам важно встроить Африку в наши экспортно-импортные отношения, что сделает их не только более устойчивыми, но и перспективными. Понятно, что нам будут мешать наши «западные партнеры», но когда было иначе...

В-третьих, не будем забывать про глобальное продвижение нашей культуры, духовно-нравственных ценностей, фундаментальных основ нашей цивилизации, включая русский язык. Без включения нашей повестки в глобальную содержательную дискуссию невозможно претендовать на значимую роль ни в политических, ни в экономических процессах. И когда мы обучаем африканских студентов в российских вузах, мы на самом деле инвестируем в свое присутствие на Африканском континенте, в решение собственных политических и экономических вопросов.

Поэтому нам нужно комплексное российское присутствие на Африканском континенте. В любой стране Африки требуется одновременно решать вопросы безопасности, экономического развития, реализации гуманитарных, в том числе образовательных проектов, вовлечения национальных элит в глобальный политический процесс. Без системного подхода здесь не обойтись. Политика не работает без экономики, а экономика стоит, пока не решены проблемы безопасности и подготовки необходимых кадров. Нам еще предстоит научиться работать в данном формате, но нет никакого сомнения в том, что мы справимся.

Еще важно отметить, что в Африке чрезвычайно внимательно наблюдают за нашей специальной военной операцией. Африканские элиты прекрасно осведомлены о ее ходе, отлично понимают ее задачи и, что самое главное, очень живо представляют ее последствия. Для Африки победа России в СВО — это глобальная демонстрация не только силы России, но и того, что мир больше не живет по старым западным форматам. Оказывается, можно бросить вызов Западу и победить. Африканцы нам очень сочувствуют, но для них чрезвычайно важен результат. И мы здесь с ними, конечно, согласны. Нам самим необходима общая и однозначная Победа в СВО.

В завершение добавлю, что разговор с африканскими странами, конечно же, не заканчивается. В июле 2023 года в Санкт-Петербурге по приглашению Президента России Владимира Путина состоится саммит глав государств и правительств «Россия—Африка». Уже сейчас известно, что свое намерение принять участие в данном форуме подтвердило существенное число лидеров государств Африканского континента. Диалог будет живым, насыщенным, содержательным и, что самое главное, он будет иметь однозначно серьезные геополитические и глобально-экономические последствия.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28999 от 29 марта 2023

Заголовок в газете: Не знаю про берег турецкий, но Африка точно нужна

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру