Насколько жизнеспособно предложение Сырского и хватит ли у ВСУ сил прорвать нашу оборону, «МК» рассказал глава Центра изучения военных и политических конфликтов Андрей Клинцевич.
- Версия жизнеспособна. Зеленский, невзирая на постоянные одергивания со стороны Запада, его советы оставить Артемовск и перестать тратить там силы и средства, с маниакальным упорством держится за этот город. На самом деле, чем дольше ВСУ готовятся к этому удару, тем меньше остается самой территории, которую они контролируют.
Сейчас под их контролем менее тридцати процентов Бахмута. Эта территория расположена как раз на направлении основной дороги через деревню Красное, дальше Часов Яр и Константиновку. Понятно, что Сырскому нужно деблокировать город, он хочет большим охватом вклиниться в наши силы. Но войти в стык российских подразделений у них не получится, потому что мы сразу же отсечем это наступление.
Следовательно, единственный вариант для противника - находить уязвимые места в нашей обороне. Дело в том, что в этом районе уже образуется несколько полукотлов, в которые попали отдельные части ВСУ. Условно говоря, у нас есть северная группировка, которая окружает Артемовск, она же является южной «клешней», которая окружает Северск. Поэтому ВСУ могут попытаться срезать эту «клешню» и устранить угрозу окружения Северска и Артемовска.
В целом у ВСУ система обороны этих рубежей построена в виде городов-крепостей, образующих один большой укрепленный район. Если внимательно посмотреть на карте расположение этих населенных пунктов, то мы видим Славянск и Краматорск, справа Артемовск, а сверху - Северск. Они образуют своего рода круг. Города находятся внутри большого радиуса, который позволял им между собой перекидывать резервы.
Сейчас мы этот круг рассекли и зашли посередине между Северском и Артемовском. Поэтому ВСУ ничего не остается, как только попытаться срезать наш северо-западный выступ.
- У ВСУ есть силы, чтобы это сделать?
- Все зависит от того, насколько грамотно мы сможем среагировать. Киев накапливает на этом направлении очень серьезные резервы. В районе Часов Яра концентрируются силы, готовящиеся для захода в Артемовск и усиления имеющейся там группировки, а со стороны Северска и Славянска - как раз для рассечения нашей выдвинувшихся вперед наших сил.
Там действительно находится стык двух наших корпусов — ЧВК «Вагнер» и подразделений 2-го армейского корпуса, созданного из военнослужащих бывшей Народной милиции ЛНР при поддержке чеченского спецназа «Ахмат».
- Контрудар «в стык» будет до анонсированного большого наступления ВСУ?
- Это две разных операции. Одна стратегическая, с выходом к побережью Азовского моря и отсеканием сухопутного пути снабжения Крымской группировки. А Артемовская операция – это вынужденный удар, необходимость в котором возникла вследствие тактических ошибок и решения Зеленского оборонять Бахмут во что бы то ни стало. Ему, конечно, нужно было, как его и просили американцы, выводить оттуда войска и выравнивать линию фронта. Однако он решил его удержать, а сейчас и войска вывести не может, потому что они сразу же попадут в окружение. И деблокировать город не получается.
- А как вообще понять, что противник начал контрнаступление?
- Виды наступления могут быть различные: сходу, встречный удар и так далее. Основное отличие контрнаступления - это переход к нему из обороны. Между позициями противоборствующих сторон всегда есть так называемое предполье, по-другому - серая зона. Это нейтральная полоса, на которой перемещаются только диверсионно-разведывательные группы и над которой летают беспилотники. Они выявляют различные цели и корректируют огонь артиллерии.
Соответственно, переход в наступление подразумевает под собой быстрое подавление средств поражения противника. Это могут быть дальние удары по складам, штабам, попытка отсечения наших коммуникаций.
То есть сначала ВСУ могут попытаться нанести удар по нашим ключевым точкам либо беспилотниками, либо реактивными системами залпового огня, вроде Himars, либо ракетами. Далее последует массированный артиллерийский удар непосредственно по нашей передней обороне, и потом уже только пойдут штурмовые группы.
Явный пример того, как нельзя делать - это контратаки ВСУ на Запорожском направлении. Там украинские войска без всякой артиллерийской поддержки просто тупо шли на наши позиции. А потом вся их техника, как в кино про фашистов, пылала в чистом поле.