Французское правительство пережило два вотума недоверия, но Эммануэль Макрон продолжает сталкиваться с протестами и забастовками из-за своего решения использовать исполнительную власть для проведения непопулярного повышения пенсионного возраста.
Как пишет The Guardian, хотя премьер-министру Франции Элизабет Борн удалось избежать немедленной отставки, президент Макрон по-прежнему находится под давлением, требуя нарушить свое молчание и поддержать правительство на фоне растущего гнева на улицах. Оппозиционные политики в парламенте обвинили главу государства в высокомерии, отрицании демократии и неспособности извлечь уроки из антиправительственного протестного движения «Желтых жилетов» четыре года назад.
Правительственные инсайдеры, оппозиционные политики и наблюдатели высказали опасения, что Франция может пережить очередной виток спонтанного антиправительственного всплеска в городах и поселках поменьше - не только из-за повышения пенсионного возраста до 64 лет, но и из-за недоверия к политической системе, всего через несколько лет после того, как движение "Желтые жилеты" потрясло первый срок пребывания Макрона в должности президента.
Некоторые наблюдатели заявили, что одним из вариантов для Макрона в ближайшие недели может стать замена премьера и кадровые перестановки в правительстве, чтобы попытаться восстановить свой имидж, отмечает The Guardian.
Первое предложение о вотуме недоверия, выдвинутое Шарлем де Курсоном, старейшим депутатом парламента Франции и членом небольшой оппозиционной центристской группировки Liot, потерпело поражение с небольшим перевесом - ему не хватило необходимого абсолютного большинства всего на девять голосов. "За" проголосовали в общей сложности 278 депутатов.
Это предложение получило поддержку политиков из левой группировки Nupes, а также крайне правой партии Марин Ле Пен, независимых и некоторых депутатов от правых республиканцев.
Второе предложение о недоверии, внесенное партией Ле Пен "Национальное объединение", было отклонено.
После того, как правительство выдержало два вотума недоверия, предлагаемые Макроном изменения в пенсионной системе, скорее всего, быстро станут законом. Но с конституционным советом Франции будут проведены консультации по закону, и оппозиционные партии хотят подать петицию о проведении референдума.
Согласно изменениям, продвигаемым Макроном, минимальный общий пенсионный возраст повысится с 62 до 64 лет, некоторые работники государственного сектора потеряют привилегии и произойдет ускоренное увеличение количества лет работы, необходимых для получения полной пенсии.
Но напряженность на улицах, вероятно, сохранится в ближайшие дни, поскольку на четверг во Франции запланирован крупный день забастовок и протестов. На Макрона оказывается давление, чтобы он обратился к нации и разъяснил, как он намерен продолжать работу правительства и возможны ли кадровые перестановки. Центристская группировка Макрона потеряла абсолютное большинство на выборах в июне прошлого года, оставив правительство в слабом положении.
Вотум недоверия был объявлен в знак протеста против того, что правительство использует спорные полномочия исполнительной власти для проведения пенсионных изменений в четверг без голосования в парламенте.
Ранее Макрон решил, что правительству следует использовать статью 49.3 конституции в обход парламента, поскольку он опасался, что не сможет заручиться достаточной поддержкой законодателей.
Центрист Шарль де Курсон, представляя предложение о недоверии, заявил парламенту, что решение правительства провести пенсионные изменения без парламентского голосования было “отрицанием демократии”. Он сказал, что эти предложения были несправедливыми и вызвали “напряженность, беспокойство и гнев” во Франции.
Борис Валло из Социалистической партии заявил, что правительство “извратило демократию” и проявило “высокомерие и презрение” по отношению к парламенту, оппозиционным политикам, профсоюзам и оскорбило “разум граждан относительно их собственного будущего”.
Оливье Марле из правой партии «Республиканцев», от которой правительству, вероятно, придется зависеть при принятии любого будущего законодательства, выступил с резкой речью, в которой заявил, что Макрон должен изменить свой подход к власти.
По словам Марле, проблема заключается не столько в изменениях в пенсионной системе, сколько в самом Макроне. Он сказал, что Макрон разделил Францию за шесть лет пребывания у власти, ведя страну “изолированным, самовлюбленным образом, невосприимчивым к жизни французов”. Он добавил: “Вы должны прислушаться к нашим предупреждениям, если хотите дожить до конца своего срока”. Он сказал, что Макрон не смог извлечь уроки из народного гнева во время протестов «Желтых жилетов».
Матильда Панот из радикальной левой «Непокоренной Франции» заявила, что французы испытывают "гнев и отвращение". Она сказала, что даже если предложение о недоверии правительству не пройдет, Макрон “уже проиграл” из-за людей, протестующих на улице.
Лор Лавалетт из ультраправого «Национального объединения» заявила, что пенсионные изменения Макрона представляют собой акт беспрецедентной “социальной несправедливости”.
Со своей стороны, премьер-министр Элизабети Борн утверждает, что изменения пенсионной системы представляют собой компромисс “в интересах страны” и защитят социальную систему.
Редкий объединенный фронт профсоюзов с января возглавляет уличные протесты и периодические забастовки в знак протеста против реформы пенсионного обеспечения. Опросы показывают, что две трети французской общественности выступают против этого плана. С тех пор как законопроект был принят без голосования в парламенте на прошлой неделе, напряженность возросла в результате стихийных уличных протестов в таких городах, как Париж, Бордо и Марсель, где произошли аресты и столкновения с полицией.
В понедельник в некоторых районах Франции, в том числе за пределами Нанта и Лорьяна, прошли пикеты и демонстрации на перекрестках с круговым движением. В Ренне на шоссе были подожжены мусорные баки и остановлены автомобили. В Клермон-Ферране главный железнодорожный вокзал был ненадолго заблокирован.