В СМИ появилась информация, согласно которой пресловутый американский разведывательно-ударный дрон MQ-9 Reaper удалось найти в Черном море на глубине около 900 метров. Теперь актуальной становится задача поднять со дна то, что осталось от этого летательного аппарата с секретной «начинкой». В предстоящей операции важнейшую роль, судя по всему, предстоит сыграть одному из специальных кораблей, входящих в состав Черноморского флота – легендарной «Коммуне», спущенной на воду еще до 1-й Мировой войны – в 1913 году.
Об этом заслуженном судне рассказал «МК» специалист по морской истории Дмитрий Мазур.
- По своему официальному статусу «Коммуна» является вспомогательным судном нашего Военно-морского флота – спасателем затонувших подводных лодок.
Именно функция спасателя была заложена изначально при постройке этого оригинального корабля. Необычным он выглядит даже со стороны: ведь у «Коммуны» два корпуса – то есть это катамаран.
К созданию такого морского чуда приступили более 110 лет назад. В 1911-м был объявлен конкурс на лучший технический проект, который выиграли конструкторы Путиловского завода. Корабль был торжественно заложен в 1912 году. Постройка его длилась более года.
17 ноября 1913 года в Петербурге состоялась торжественная церемония спуска катамарана на воду. Традиционную в подобных случаях церемонию, когда о борт «новорожденного» разбивают бутылку шампанского, выполнила на сей раз дочка императора Николая Второго великая княжна Мария Николаевна. Именно при таком «крещении» было объявлено имя нового корабля – «Волхов».
Он вступил в строй в 1915-м, тогда на «Волхове» и был поднят Андреевский флаг. В годы 1-й Мировой корабль использовался как плавбаза для подводных лодок, – на нем хранили запасные торпеды, топливо.
Первой спасательной операцией «Волхову» пришлось заниматься еще до революции, – летом 1917-го он участвовал в подъеме затонувшей подлодки у Аландских островов. Еще одну русскую субмарину с его помощью удалось вытащить с глубины в октябре того же года.
Большевики, пришедшие к власти, в 1922 году поменяли имя корабля на более «пролетарское» - вместо «Волхова» оно стало называться «Коммуной».
За период до начала Великой Отечественной благодаря уникальному катамарану была поднята на Балтике еще одна наша подлодка.
В годы войны «Коммуна» приняла непосредственное участие в подъеме более 30 затонувших судов, ее экипаж оказывал помощь в ликвидации повреждений на нескольких крупных кораблях Балтфлота. Однако и сам катамаран получил повреждения, когда рядом с его бортом в октябре 1941-го взорвалась немецкая авиабомба. Пришлось ремонтироваться.
Подъемами затонувших советских подводных лодок «Коммуна» занималась и в послевоенные годы. А в 1967-м ее перевели с Балтики в состав Черноморского флота.
Несколько лет спустя старый корабль модернизировали и переоборудовали. Отныне он стал носителем подводных автономных аппаратов. С их помощью удалось неоднократно производить поиск затонувшей в результате аварий советской военной техники – кораблей, самолетов.
Судя по информации из открытых источников, сейчас на «Коммуне» установлено оборудование для транспортировки и спуска подводных аппаратов, которые могут выполнять поисковые и спасательно-эвакуационные работы на глубинах до одного километра.
«Коммуна»-«Волхов», которой скоро исполнится 110 лет, является самым «пожилым» в мире кораблем военно-морского флота, остающимся в строю.