Согласится ли Турция пропустить американские военные корабли через свои проливы, «МК» рассказал военный эксперт, капитан 1 ранга запаса Василий Дандыкин.
Конвенция Монтрё предусматривает, в частности, что в случае военных действий на Черном море, через проливы не могут проходить военные суда нечерноморских стран. С начала СВО Турция в строгом соответствии с конвенцией не пропускала военные корабли других стран. А как она поступит сейчас? Ну уступит ли давлению США?
- Я думаю, что Турция не пойдет на то, чтобы разрешить американским кораблям зайти в Черное море, чтобы поднять остатки упавшего дрона Reaper, - сказал Василий Дандыкин. - Во всяком случае до намеченных на май президентских выборов - однозначно.
Мы ведь тоже идем туркам навстречу в части, касающейся «зерновой сделки», хотя в общем-то нам она не так чтобы и выгодна. Турция выбрала для себя путь лавирования между интересами России и Запада. Ситуация у них непростая. Но в данном случае Анкара заинтересована соблюсти установленные нормы конвенции Монтрё.
Лично мое мнение, что вся эта истерика, которая исходит со стороны некоторых американских сенаторов по поводу потери беспилотника, скоро сойдет на нет. США пока живут реалиями 90-х годов, когда им все было можно и никто им особо не прекословил. Конечно, сейчас в ответ они могут что-нибудь придумать, возможно, анонсировать очередные поставки вооружения на Украину. Но я думаю, ничего стоящего они не передадут. Максимум - соберут старье, советские истребители, вертолеты афганские.
- А мы можем поднять обломки американского беспилотника, раз ВМС США не допустят это сделать?
- Вчера секретарь Совбеза Николай Патрушев заявил, что мы можем это сделать. Я думаю, что глубины позволяют нам это осуществить, поэтому все зависит от того, поступит ли указание. Возможности такие у нас есть. После гибели подводной лодки «Курск», наши поисково-спасательные силы флота модернизированы, есть кому и чем работать на больших глубинах. Однако не исключено, что американцы могли уничтожить всю информацию, которую нес этот беспилотник.
В свою очередь, сотрудник ИМЭМО РАН, военный эксперт Илья Крамник, комментируя вероятность того, что ВМС США будут допущены к месту падения дрона Reaper, в своем Telegram-канале написал: «Конвенция Монтрё - одна из святынь турок от Ататюрка до Эрдогана, важнейшая часть системы стабильности в регионе, и не ради битой американской железяки они будут от нее отказываться, рискуя всем в буквальном смысле этого слова».
Судя по официальным данным, отмечает эксперт, дрон MQ-9 Reaper лежит на глубине 1500 метров, примерно в 70 милях от мыса Херсонес в международных водах. Технически извлечь обломки дрона можем мы, а также турки, Болгария либо Румыния (все три страны входят в НАТО), получив соответствующее оборудование и специалистов. Либо гражданское водолазное судно любой произвольной нации с соответствующим оборудованием, которое может пройти проливы (на них запрет не распространяется).
По словам Крамника, любой из вариантов будет означать тот или иной уровень компромисса. Однако, вероятность, что спасательные работы будут проводиться турецким судном или представителями Болгарии или Румынии, крайне мала. Нежизнеспособность версии, что турки пропустят через проливы корабль ВМС США понимают уже и сами американцы, считает эксперт.