Революция FPV-дронов: могут влететь в блиндаж или люк танка

Россиянам срочно необходимо освоить управление новым видом беспилотников

В военной беспилотной технике обозначился новый тренд — развитие FPV-дронов. Аббревиатура образована от слов First Person View, то есть «вид от первого лица». Отличие от обычного дрона в том, что оператор, благодаря очкам виртуальной реальности и видео с беспилотника, получает полное ощущение, что сам летит вместе с дроном. Он может «облетать» препятствия, «лететь» на минимально возможной высоте и наводить дрон в нужную точку. 

Такой аппарат с боеприпасом может влететь в форточку или внутрь блиндажа противника. Экспертов тревожит, что российский авиапром может проморгать беспилотную FPV-революцию.

Россиянам срочно необходимо освоить управление новым видом беспилотников

FPV-технология стала набирать популярность с появлением относительно дешевых мультикоптеров. Они имеют небольшие размеры и могут разгоняться до 100-150 километров в час. 

Специальная военная операция продемонстрировала важность беспилотной авиации. Без дронов уже невозможно представить выход разведывательных групп и работу артиллерии. Мощные беспилотные аппараты типа «Ланцет», это, конечно, хорошо, но для военного успеха важно не только качество, но и количество. А потому экспертное сообщество все чаще и чаще обращается с призывом как можно быстрее оснастить армию FPV-дронами. Главные плюсы: скорость, маневренность и низкая цена.

К слову, украинская армия уже давно оценила преимущества FPV-дронов и активно использует их в борьбе против наших войск.

На просторах Интернета не сложно найти информацию, что из себя представляет FPV-квадрокоптер и как его используют. Это тип дрона с установленной камерой, которую пилот-оператор использует для управления через очки виртуальной реальности, дающие ему ощущение полного присутствия.

В среде любителей виртуальной реальности такие дроны нередко собираются пилотом вручную, чтобы самостоятельно выбрать компоненты под желаемые цели. FPV-квадрокоптеры отличаются высокими маневренностью и большой скоростью.

Действительно, размер и скорость такого дрона превращают его в очень сложную мишень, а возможность буквально залететь в любой блиндаж или люк танка делает дешевый дрон очень опасным противником. И главное - такие беспилотники можно собирать в полукустарных условиях из широкодоступных запчастей.

Telegram-канал «Свидетели Байрактара» в своем посте призывает увеличить поставки FPV-дронов в войска, а также умножить их производство на территории страны. 

Однако практика показывает, что проблема состоит не только в нехватке дешевых беспилотников, но и в дефиците операторов, способных управлять такими «птичками» и эффективно выполнять поставленную задачу. Абы кто в пилоты не годится.

Telegram-канал «Старше Эдды» пишет, что в FPV-полётах самое важное - это выработать устойчивые навыки управления дроном. Сложность состоит в том, что, в отличие от обычного китайского «мавика», вам не помогает электроника. Положение квадрокоптера в пространстве контролирует только оператор своими пальцами. «И по моим ощущениям это так же сложно, как управлять вертолётом», - резюмирует автор.

Военкор Александр Харченко, в свою очередь, также считает, что закупка даже «миллиона FPV-дронов» в корне не решит проблему, так как пилотов для управления подобными беспилотниками у нас просто нет.

«Эту задачу надо решать уже сейчас, - пишет Александр. - Финансов для этого нужно немного. Классы по обучению пилотов можно открыть в любом помещении, где есть интернет и электричество. Так чего же мы ждем? Вопрос, скорее, риторический».

Эксперт в области беспилотных систем Денис Федутинов в беседе с «МК» отметил основные плюсы и минусы FPV-беспилотников.

- FPV-дроны управляются операторами по изображению, поступающему с камеры, установленной на беспилотном летательном аппарате, - пояснил эксперт. - Причем чаще всего картинка поступает на специальные проекционные очки, что обеспечивает ощущение присутствия на борту беспилотника.

По его словам, такой подход отличается не только от автоматического или полуавтоматического полета по запрограммированному маршруту, но и от традиционного ручного управления в пределах прямой визуальной видимости.

- FPV-режим обеспечивает большую маневренность беспилотного летательного аппарата и точность, что может быть полезно в ряде сценариев, - отметил Федутинов. - Вместе с тем данный подход характеризуется и более высокими требованиями к квалификации операторов, и, соответственно, большим временем, необходимым для их подготовки.

По оценке ряда экспертов, для подготовки FPV-оператора нужны специальные симуляторы или тренажеры. Чтобы подготовить хорошего пилота, понадобится не меньше двух месяцев. С учетом того, что ВСУ собираются месяца через два начать масштабное наступление, времени на раскачку у нас нет. Если успеем, у нас будет в руках новое эффективное оружие против западной техники ВСУ.

Сюжет:

Новости СВО

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28989 от 15 марта 2023

Заголовок в газете: Дрон от первого лица

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру