- В концерне «Росэнергоатом» заявили, что Украина продолжает готовить операцию по силовому захвату Запорожской АЭС. Недавно на станции прошла ротация инспекторов Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), которая не обошлась без приключений: ВСУ обстреляли сотрудников службы безопасности АЭС. Чего они добиваются подобными действиями?
- МАГАТЭ не только на Запорожской АЭС, но и на всех АЭС Украины разместила своих наблюдателей и установила порядок их ротации. При этом МАГАТЭ не признает собственность РФ на эту станцию, но понимает, что никак не может взаимодействовать с Запорожской АЭС в обход РФ. Поэтому МАГАТЭ, желая посетить ЗАЭС, обращается к Москве. И мы видим следующую картину: происходила штатная ротация, при этом произошла провокация. Обстреляли международных инспекторов. Для чего? Для того, чтобы у МАГАТЭ появились основания для заявления о якобы ненадлежащем контроле РФ за безопасностью Запорожской АЭС. Соответственно, все это относится к специальным действиям киевского режима, направленным де-факто и де-юре на дискредитацию России.
- В то же время против Запорожской АЭС введены санкции. То есть ее на международном уровне признали российской собственностью?
- Санкции введены не против Запорожской АЭС, а против организаций, которые ее эксплуатируют. В соответствии с указом президента РФ, Запорожскую АЭС эксплуатирует не Росатом, а АО «Эксплуатирующая организация Запорожской АЭС». В отношении этой организации и введены санкции.
- Много говорилось о том, что Киев заинтересован в провокации техногенной катастрофы на одной из АЭС, чтобы обвинить в этом РФ. Такие планы по-прежнему вынашиваются?
- Киеву важно объявить РФ государством, которое нарушает общепринятые нормы ведения боевых действий. Обвинить Москву в применении оружия массового поражения либо придумать еще что-то, что можно подать как военное преступление. Правила ведения боевых действий – это не пустой звук, это юридически обязывающие документы ООН. Замысел Киева состоит в том, чтобы обвинить РФ в совершении некого акта, воздействующего на ядерный объект. В их представлении, если на Запорожской АЭС произойдет какая-то авария в тот момент, когда она контролируется РФ, то это будет означать, что Россия не имеет эффективной схемы управления ядерными и радиационными рисками и нужно решение международного сообщества о дополнительных мерах воздействия на нее в связи с этими обстоятельствами.
- Ранее вы выдвигали версию провокации против Запорожской АЭС с использованием угнанного российского военного самолета. К счастью, эти планы были сорваны, поскольку ФСБ РФ прошлым летом пресекла операцию по угону боевых самолетов ВКС, которая готовилась ГУР Минобороны Украины. Тогда много говорилось о том, что эта операция прежде всего затевалась ради пропагандистского эффекта, но у вас ведь были какие-то свои данные?
- Известно, что киевский режим на самом первом этапе планировал осуществить воздушное нападение на Запорожскую АЭС, но под чужим флагом. Им нужен был российский самолет, который сначала применил бы боеприпасы по Запорожской АЭС, а потом и сам бы на нее упал. То есть стал бы материальным доказательством для международных комиссий, которые смогли бы убедиться, что это именно российский, а не украинский самолет. Для этого была предпринята попытка завербовать летчика, которая была пресечена российской военной контрразведкой. При других обстоятельствах там была бы долгая контрразведывательная игра, но здесь никто ее не стал затягивать из-за высокой опасности реальной провокации.
- Российским летчикам обещали за угон самолета по 2 миллиона долларов, безопасность и прекрасную жизнь с семьями в Европе, но в реальности они должны были использоваться «в темную»?
- Конечно. Вполне возможно, что летчиков вообще планировалось убить. Если посмотреть, как расположена Запорожская АЭС, то там очень маленькое расстояние до берега Днепра. Убитый летчик мог остаться в кабине, а второй пилот, которого контролировал киевский режим и который был бы настоящим исполнителем теракта, успел бы катапультироваться. Один российский пилот был бы предъявлен в разбившемся самолете, а второго якобы не смогли бы найти. Собственно, такой замысел и был. Неужели вы думаете, что все это делалось просто ради самого самолета? Этот сценарий выяснился в ходе контрразведывательной операции. А я о нем знаю потому, что это было связано с попыткой теракта на Запорожской АЭС. Я как эксперт по борьбе с актами ядерного терроризма консультирую российское государство по такого рода вопросам. Так как эта информация была раскрыта не мной, а службами военной контрразведки, то секрета в ней нет.
- Продолжаются также попытки Киева обвинить российских военных в нарушении норм безопасности на Чернобыльской АЭС.
- Если честно, там вообще какая-то дичь. Потому что Чернобыльская АЭС находится под международным контролем. При этом киевский режим на протяжении многих лет, причем это было и в период президентства Кучмы, и при других президентах, масштабно вывозил с территории Чернобыльской АЭС опасные ядерные материалы. В 2006 году у меня было проведено на эту тему специальное исследование. Дело в том, что радиоактивная техника, участвовавшая в ликвидации аварии, была вывезена с площадки Чернобыльской АЭС, где она находилась, без проведения полного объема работ по дезактивации. То есть Киев на протяжении многих лет нарушал все мыслимые и немыслимые правила, в результате чего этот радиоактивный материал расползся по всей Европе, а теперь они пытаются обвинить РФ в том, что это она все вывезла. Зачем ей это, непонятно.
- Есть доказательства, что все это вывозил именно Киев?
- Есть моя видеосъемка от 2006 года, которую я направил Генпрокурору РФ, там все четко показано в сравнении с фотографиями 1989-1990 года. На ней четко видно, что было большое количество единиц спецтехники, что она была цельная, а в 2006 году мы видим, что техника фрагментирована, частично разобрана, вертолеты порезаны на части. То есть ее вывозили на цветной металл.
- Этот металл мог попасть в РФ?
- Да, и на эту тему был большой доклад в 2006 году. Часть металла перерабатывалась как раз на территории современной ДНР, в том числе на трубы. На тот момент их закупали российские предприятия жилищно-коммунального комплекса. В том числе и в Москве. Наш доклад содержал в себе оценки риска преждевременной смертности жителей РФ, которые могут заболеть и погибнуть от этого радиоактивного металла из Чернобыльской зоны.
- Удалось тогда пресечь поступление этого металла в РФ?
- Только частично. Известно, что в Россию все-таки попали эти трубы. После этого был налажен некий контроль на границе, но это не универсальное решение.
- Под контролем Киева остаются еще три действующие АЭС – Хмельницкая, Ровенская и Южно-Украинская. От них можно ожидать неприятностей?
- Ну конечно. В любой момент может быть инсценировка якобы попадания российских ракет на эти станции. Уровень провокаций может быть ограничен только психикой людей, которые в Киеве принимают решения о возможности и допустимости подобных действий.
- Все эти АЭС достались Украине «в наследство» от СССР. После краха Союза РФ помогала их эксплуатировать?
- СССР действительно построил все атомные станции на Украине. После распада СССР Украина стала эксплуатировать АЭС, которые остались на ее территории, но все патенты на технологии, которые используются на этих станциях, принадлежат РФ. То есть юридически все конструкторские и технологические решения на этих АЭС являются интеллектуальной собственностью РФ. Причем сегодня у большинства советских ядерных реакторов, оставшихся на Украине, закончился срок эксплуатации, предусмотренный проектом. Существует определенный регламент продления срока эксплуатации. Для этого надо произвести очень сложные и дорогостоящие работы. Но когда уже после событий 2014 года истекли сроки эксплуатации почти всех украинских атомных станций, то Украина в обход РФ просто продлила эти сроки. Непонятно, кто выполнил, и, главное, кто принял работы. Возможно, это сделало МАГАТЭ, но как оно могло это сделать в обход позиции РФ, загадка.
- То есть ремонтировать эти станции без России никак нельзя?
- Например, вы купили трактор в США. Он сломался. Вы его отремонтировали у себя в гараже и вышли на нем на свое поле. К вам тут же приходят люди, подают на вас в суд, и судом США вам запрещают использовать этот трактор, вас штрафуют на весь объем выполненных работ и на половину стоимости трактора. Хотя поле ваше, трактор ваш, семена ваши. Но это чужая интеллектуальная собственность, и лезть туда со своими идеями и технологическими решениями нельзя. А когда срок эксплуатации этого трактора закончится, его вообще нельзя на поле выпускать. Это американские законы. Это международные законы, и законы РФ, и Украины в том числе. Эти АЭС являются интеллектуальной собственностью РФ. У них был предусмотренный проектами гарантийный срок эксплуатации. Он кончился. Он как раз заканчивался для большинства АЭС в период между 2014 и 2022 годом. Если бы РФ запретила их эксплуатировать, то они бы в соответствии с международным законодательством превратились в тыкву.
Там еще такая проблема, что на этих станциях, в первую очередь на Запорожской АЭС, начало применяется американское ядерное топливо. Это другое топливо. Оно очень специфическое. Грубо говоря, как в автомобиль, работающий на 95-м бензине, нельзя заливать 70-й, точно так же есть проблемы эксплуатации АЭС с ядерным топливом, не сертифицированным РФ. Формально это запрещено. Если вы купите автомобиль, работающий на 98-м бензине, а потом зальете туда керосин и он у вас накроется, то вам ни «Форд», ни «Мерседес» ремонтировать его по гарантии не будут, потому что вы сами загубили автомобиль. Когда российские войска взяли под контроль Запорожскую АЭС, то там в двух реакторах было загружено американское топливо. Важно понимать, что когда РФ продает свое ядерное топливо, то юридически оно переходит в собственность той страны, которой оно передается. Но при этом контрактом предусмотрено, что РФ забирает отработанное топливо для переработки. Американцы же передают эти свои сборки с ядерными материалами в аренду. То есть ядерное топливо, которое находится сейчас на Запорожской АЭС, юридически является собственностью США. Украинская сторона начала обстреливать Запорожскую АЭС, что могло привести к аварии. Если бы такая авария произошла с разрушением американских сборок, то возникла бы дикая коллизия: авария с американским ядерным топливом на Украине, на АЭС, которую контролирует РФ.
- Зачем украинской стороне понадобилось менять российское ядерное топливо на американское?
- Торговля сборками достаточно прибыльна, в отличие от торговли ураном. Американцам было выгодно взять под свой фактический контроль ядерную энергетику Украины. АЭС – это 50% всей энергетики страны. Беря под контроль все ядерное топливо Украины, США получают контроль над ее энергетикой.
- Формально у РФ есть все права, чтобы запретить Украине эксплуатацию АЭС?
- Да. Когда я был депутатом Госдумы и уже случился кризис 2014 года, я писал соответствующее письмо в органы государственного управления. Я указывал, что РФ в сложившихся условиях, особенно в условиях эксплуатации американского ядерного топлива, должна фактически запретить эксплуатацию АЭС на Украине. При этом я предлагал принять решения о гарантиях Украине компенсировать остановленные мощности за счет газовых поставок. Были и иные решения, позволяющие РФ максимально полно обеспечить свою ядерную безопасность. Если произойдет авария на одной из этих АЭС по причине использования американского ядерного топлива, то американцам будет все равно. Они от этого никак не пострадают. Пострадают, во-первых, жители Украины, а это не посторонние для нас люди, во-вторых, жители самой РФ и Белоруссии. Ну и остальные страны Европы тоже могут пострадать. Но, к сожалению, органы госуправления РФ не слушают специалистов. Я не могу сказать, кого они слушают. На мой взгляд, действующая политика РФ в отношении ядерного комплекса Украины не в полной мере отвечает интересам страны. В частности, Москва не заявила в МАГАТЭ протест по поводу продления сроков эксплуатации АЭС Украины, которое прошло вне контроля РФ и Росатома. А это, на мой взгляд, неприемлемо. Это должно было стать основанием для разборок в МАГАТЭ с выводами, однозначно запрещающими эксплуатацию этих объектов. Завтра мы можем получить утечку ядерных материалов, разрушение АЭС, ядерный взрыв, ядерную катастрофу, от которой пострадают десятки миллионов людей. Это вопросы безопасности, они регулируются международным законодательством. И пренебрежение этими нормами недопустимо.
- Какова могла быть мотивировка у должностных лиц, которые не пошли по тому пути, который вы предлагали?
- Могу только высказать в связи с этим свое гражданское непонимание. Это, грубо говоря, как продавать патроны своему врагу в надежде, что на вырученные деньги вы купите еды. Продавая патроны, вы вооружаете врага. Если он вас убьет, то вам еда уже не потребуется. Мы должны понимать, что все, что выгодно киевскому режиму, нам невыгодно. Например, нам невыгодно торговать с Киевом ураном. Деньги, которые мы от этого получим, существенно меньше того ущерба, который может нанести нам Украина после того, как мы укрепим ее энергетику. Украинские АЭС сейчас работают без надлежащих работ по продлению сроков эксплуатации. Там все теплообменники в дырах. В любой момент радиоактивная вода первого контура пойдет фонтаном. И на территории Хмельницкой области, где у меня похоронены дедушка и бабушка, будет зона радиационной катастрофы. Вот я приеду в деревню своих предков, а там – ядерная авария.
- То есть вы считаете, что эти АЭС представляют опасность даже без всяких боевых действий?
- Конечно. Представьте: вы ездили на автомобиле, нещадно его эксплуатировали. Ему надо пройти техобслуживание. Известно, что у других таких же машин после такого же пробега находят трещины в бензобаке и неполадки в рулевой системе. Вот сейчас по дорогам Украины «ездят» три атомных станции, без исправного рулевого управления и с текущим бензобаком. Когда рванет, никто не знает.