Европа и США все еще пытаются выяснить, являются ли они друзьями или соперниками в многомиллиардной гонке вооружений в области экологически чистой энергии среди мировых сверхдержав, а президент Джо Байден и председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен договорились в пятницу о серии шагов по деэскалации торгового спора, пишет Politico.
Байден и фон дер Ляйен опубликовали совместное заявление после встречи в Белом доме, в котором говорится, что США и Евросоюз “немедленно” начнут переговоры по укреплению цепочек поставок важнейших полезных ископаемых между двумя союзниками, с прицелом на то, чтобы позволить компаниям ЕС воспользоваться ключевыми налоговыми льготами на электромобили в законе США о климате.
Правительства также будут участвовать в “диалоге о прозрачности субсидий”, заявила пресс-секретарь Белого дома Карин Жан-Пьер, добавив, что они установят крайний срок для завершения переговоров по стандартам для продвижения стали и алюминия, производимых с меньшими выбросами углерода.
Послание Байдена и фон дер Ляйен состояло в том, что, какими бы разногласиями они ни руководствовались, пытаясь поддержать свои собственные отрасли экологически чистой энергетики, США и Европе необходимо сдерживать одну и ту же угрозу — Китай,.
В своем заявлении Байден и фон дер Ляйен говорили о сотрудничестве — отходе от экономического и торгового беспокойства, которое доминировало в отношениях последние несколько месяцев, — и выделили “нерыночную политику и практику” Китая, объявив о диалоге по чистой энергии.
Обе стороны также пообещали объединить свои интересы, чтобы дать отпор России из-за ее специальной военной операции на Украине, при этом Урсула фон дер Ляйен сказала Байдену, что США “оказали нам огромную помощь, когда мы хотели избавиться от российской зависимости от ископаемого топлива — вы оказали нам огромную помощь, поставив больше [сжиженного природного газа], вы помогли нам пережить энергетический кризис”.
В то время как стремление к тотальной конкуренции с Китаем растет, американцы и европейцы все еще пытаются понять, где они конкурируют и где они могут объединиться, отмечает Politico.
Посланный Байденом и фон дер Ляйен состоит том, что Америку и Европу больше объединяет, чем разъединяет. Расхождение в их соответствующих методах стимулирования чистой энергетики ненадолго затуманило реальность того, что в долгосрочной перспективе оба правительства преследовали одну и ту же конечную цель - борьбу с изменением климата и ограничение контроля Китая над ключевыми отраслями промышленности, материалами и цепочками поставок.
Европа медленнее приспосабливается к мировоззрению США, согласно которому экономическое сотрудничество не повлияет на Китай в других ключевых вопросах, комментирует Джейк Шмидт, старший стратегический директор по международному климату Совета по защите природных ресурсов. По словам Шмидта, европейские страны, такие как Германия, были более сопротивляемы закрытию этой двери из-за их экспортной зависимости на фоне меньшего внутреннего рынка. Но он сказал, что факторы, не связанные с климатом, такие как борьба за сети 5G и вопрос о том, будет ли Китай вооружать помогать России в контексте конфликта на Украине, усилили пессимизм ЕС в отношении Пекина.
В опубликованном Белым домом совместном заявлении по итогам встречи Байдена и фон дер Ляйен говорится, что Соединенные Штаты и Европейский союз заняли «решительную и единую позицию» в отношении действий России на Украине: «Мы, вместе с широкой коалицией партнеров, ввели быстрые и масштабные санкции, которые сокращают доходы России».
«Год назад, – говорится далее в документе, – Соединенные Штаты и Европейская комиссия начали новое партнерство, направленное на быстрое снижение зависимости Европы от российского ископаемого топлива и ускорение перехода Европы к "зеленой" экономике. Это партнерство превзошло наши цели, обеспечив поставки сжиженного природного газа из США в Европу более чем в два раза по сравнению с нашим базовым обещанием. Мы отмечаем значительные усилия Европы по диверсификации своих поставок энергоносителей и ускорению энергетического перехода, которые помогли ограничить влияние глобального энергетического кризиса в Европе. Мы продолжим совместную работу по повышению энергетической безопасности и устойчивости в Европе путем диверсификации источников, снижения энергопотребления и уменьшения зависимости Европы от ископаемого топлива. Мы также продолжим нашу тесную координацию для поддержки энергетической безопасности Украины посредством ее дальнейшей интеграции в европейские энергетические рынки».
Особое место в совместном заявлении отведено санкционному давлению на Россию, при этом введенные в отношении Москвы ограничения откровенно названы «беспрецедентными, скоординированными и эффективными».
При этом Байден и фон дер Ляйен утверждают: «Мы углубляем нашу совместную работу по агрессивному обеспечению соблюдения наших санкций и мер экспортного контроля, а также по прекращению и сдерживанию обхода и обратной засыпки, в том числе путем расширения полномочий по закрытию доступа России ко всем ресурсам, которые могут поддержать ее военную машину. В рамках этого мы предпринимаем новые совместные шаги, нацеленные на дополнительные субъекты из третьих стран по всему миру... Мы работаем в ногу со временем, чтобы еще больше ограничить доходы России, обеспечивая при этом непрерывные поставки энергоносителей в страны с формирующимся рынком и развивающиеся страны за счет ограничения цен G7+ на сырую нефть и нефтепродукты российского происхождения, доставляемые морским транспортом. Мы продолжим совместную работу по усилению наших экономических ограничений».