Строительство второго кольца метро фигурировало в Генплане Москвы с 1971 года — уже тогда было понятно, что ставку надо делать на внеуличный транспорт. При Лужкове проект обрел реальные очертания и получил название Третий пересадочный контур (ТПК). Но до его реализации дело дошло только в 2012 году, когда Москва получила мощную поддержку федерального центра. Построенное за десять лет кольцо насчитывает 31 станцию, 28 из которых возвели с нуля, и 70 км новых линий. Из-за технических сложностей стройка обошлась в колоссальные средства: в среднем в каждый перегон вложено 5–7 млрд руб., а в особо трудные участки — до 15 млрд руб. Однако столичные власти уверены, что затраты окупятся сторицей: территории, прилегающие к БКЛ (новая аббревиатура, сменившая ТПК, появилась в 2017 году), получат мощное развитие и к 2035 году сгенерируют для городского бюджета 3,5 трлн руб. Однако главными выгодоприобретателями окажутся москвичи: в зависимости от станции и маршрута пассажиры будут экономить до 45 минут в день, а в современных условиях время, как известно, это тоже деньги.
В 2021 году Владимир Путин уже открывал 10 станций БКЛ. А 1 марта кольцо в его присутствии замкнулось полностью. Однако ни тогда, ни сейчас сам президент в подземку не спускался. Туда спустили большой экран, на который вывели изображение из Кремля. Путин в свою очередь мог увидеть мэра Собянина и толпу специалистов, собравшихся на платформе станции «Сокольники». Как пояснил градоначальник, БКЛ — детище не только метростроевцев: «на этот проект работала вся экономика столицы и весь потенциал». «В той или иной мере тут есть вклад каждого москвича», — уточнил он, отдельно отметив поддержку Владимира Путина. «Без вашего участия сложно было бы даже предположить, что мы могли бы реализовать такого рода масштабный проект мирового уровня», — подчеркнул Собянин.
Президент был в приподнятом настроении и тоже не скупился на похвалы. «Блестящий результат», «эффективный труд», «готовность решать самые сложные задачи» — эти эпитеты явно относились не только к проекту БКЛ, но и к работе столичных властей в целом. «Помните, совсем недавно еще у всех ужас стоял в глазах, когда думали и рассуждали о ситуации с транспортом в Москве? — пустился в воспоминания ВВП. — Думали: как же решить все нависающие над городом проблемы? А городские власти работали и работали напряженно. Били в эту точку и добились результата». Путин сказал, что БКЛ «качественно изменит всю транспортную систему столицы» и «разгрузит многие автострады». Тут президент, конечно, немного преувеличил: прямого влияния на дорожную сеть развитие подземных маршрутов обычно не оказывает. Но концептуально был не так уж не прав: разгрузка действительно случится, прежде всего в самой подземке. По расчетам специалистов, радиальные линии метро станут свободнее на 22%, кольцевая — на 25%. Впрочем, нельзя исключать, что часть заядлых автомобилистов все-таки пересядет на метро и, например, ТТК в часы пик поедет быстрее.
Особенно Владимира Путина впечатлил тот факт, что новое подземное кольцо Москвы стало крупнейшим в мире, «обогнав наших друзей в Китае». Причем на целых 13 км. (Для справки: протяженность второй кольцевой линии Пекинского метрополитена 57 км.) В голове у президента уже созрел план: когда приедет в гости Си Цзиньпин, показать ему достижения российских метростроителей. «Если программа позволит, сделаем это с удовольствием. Во всяком случае, делегации, мне кажется, можно будет показать», — сказал ВВП, который, по всей видимости, очень ждет этого визита. Впечатлить китайцев, скорее всего, не получится (в целом пекинское метро все-таки в 1,7 раза длиннее московского), но повод для экскурсии тем не менее имеется: один из участков БКЛ проектировался и строился при участии китайских компаний.
Сергей Собянин без ложной скромности признал, что это был самый большой и трудный проект не только в его карьере, но и за всю историю метростроения. «Это новое сердце транспортной системы Москвы», — заявил он, пообещав, что на этом развитие подземки не остановится. Открытие БКЛ позволяет присоединять к ее станциям новые ветки, и такие планы уже есть: до конца года участок «Хорошёвская» — «Деловой Центр» должен закрыться для строительства Рублёво-Архангельской линии. Сергей Собянин попросил Владимира Путина завизировать новую схему столичного метрополитена, которую заблаговременно передали в Кремль. На ней БКЛ обозначена бирюзовым цветом, а также нанесены все возможные пересадки — это 20 станций самой подземки, 3 станции МЦК и 8 станций МЦД, не считая доступа к железнодорожным радиусам.
— Прошу вашего разрешения на пуск большого кольца метро, — озвучил еще одну просьбу Собянин.
— Как вы думаете, какой будет ответ? Разрешаю. С Богом!
Но на этом сеанс связи не закончился. Владимир Путин решил еще раз высказаться о работе столичных властей. Он подчеркнул, что московское правительство работает на хорошем профессиональном уровне и добивается успеха. Проблем, которые приходится решать Собянину и его команде, «миллион, а может быть, не один миллион». «Подход должен быть в высшей степени профессиональный по каждому сегменту. И у вас получается», — похвалил президент. После этих слов стало окончательно ясно, что 1 марта в Москве запустили не только БКЛ, но и подготовку к выборам столичного градоначальника.