В пояснительной записке к законопроекту говорится, что разработан он во исполнение поручения президента Путина, данного в начале января 2023 года: в нем глава государства предписал правительству и одной из комиссий Госсовета к 1 февраля представить предложения о том, какие изменения надо внести в российские законы, чтобы приравнять в смысле льгот и статуса воевавших в составе разного рода военизированных структур ДНР и ЛНР с мая 2014 года и вплоть до принятия этих территорий в состав РФ. Реализует ли внесенный в Госдуму сейчас законопроект те самые представленные правительством и Госсоветом в Кремль предложений? Можно предположить, что да.
Действующий закон «О ветеранах» уже предусматривает присвоение статуса ветерана боевых деи?ствии? и инвалида боевых деи?ствии? военнослужащим и добровольцам, участвовавшим в специальнои? военнои? операции с 24 февраля 2022 года. «Вместе с тем боевые деи?ствия на территориях ДНР и ЛНР идут с 2014 года», многие из тех, кто по решению местных органов исполнительной власти в них участвовал, «получили ранения и другие увечья», напоминают авторы инициативы. И предлагают включить в перечень имеющих право на статус ветерана боевых действий и инвалида боевых действий тех, кто «в соответствии с решениями органов исполнительной власти» ДНР и ЛНР участвовал в боевых действиях «в составе Вооруженных сил, воинских формирований и органов ДНР и ЛНР, начиная с 12 мая 2014 года». Правительство РФ потом утвердит единого образца удостоверение ветерана и инвалида боевых действий. В силу нововведения должны вступить с момента официального опубликования, то есть фактически сразу после принятия Госдумой, одобрения сенаторами и подписания президентом.
Очевидно, что на реализацию прописанного потребуются дополнительные расходы - деньги возьмут в федеральном бюджете. Это единственное, что можно узнать из финансово-экономического обоснования. Никаких расчетов и цифр тут нет. Нет на момент написания текста и официального заключения правительства, без которого по Конституции парламент вообще-то не имеет права принимать к рассмотрению законопроекты, принятие которых повлечет за собой «изменение финансовых обязательств государства».
Между тем в Госдуме почти полгода лежит ещё один законопроект на ту же тему, подписанный группой депутатов из КПРФ, ЛДПР, «СР» и фракции «Новые люди». Вопрос о том, «как быть с воевавшими в составе воинских подразделений республик Донбасса, начиная с 2014 года?», поднимался в зале пленарных заседаний Госдумы ещё в марте прошлого года. Глава думского Комитета по обороне Андрей Картаполов («ЕР») объяснял, что всё не так просто: и ДНР, и ЛНР на тот момент являлись "юридически независимыми государствами», российские меры социальной поддержки могут действовать только в отношении россиян и на территории РФ, а российские войска официально в ДНР и ЛНР вплоть до февраля 2022 года не направлялись… Любопытно, что правительство прислало своё отрицательное заключение на ту инициативу лишь в начале ноября 2022 года: к тому времени и ДНР, и ЛНР с точки зрения российского права стали частью России, и предложенная в ней конструкция устарела. К тому же, напоминало правительство, авторы не представили ни информации о численности упомянутых категорий граждан, ни расчетов, без чего невозможно оценить масштаб дополнительных расходов бюджета. Не указаны и источники этих средств…
Интересно, смутит ли Минфин и правительство в целом отсутствие цифр и расчетов в пакете документов к тому законопроекту, что внесен в Госдуму 27 февраля.