До настоящего времени этот поиск идет преимущественно в рамках традиционной дилеммы: план и государственная собственность или рынок и частный капитал — в экономике; однопартийная система во главе с коммунистической партией или буржуазная многопартийность — в политике; официальная социалистическая или либеральная, прорыночная линия в идеологии и культуре. Решение видится в рамках того или иного сочетания этих двух начал.
При этом, однако, упускается решающий фактор, позволивший советским людям победить в Гражданской и Второй мировой войнах и сохранить социалистический тренд в условиях сталинских репрессий, а кубинцам выйти победителями в схватке с американским империализмом в 1950-е и устоять в 1990-е. Этот фактор кажется эфемерным, трудно фиксируемым статистически, но он является решающим для победы социализма и дальнейшего развития на пути к царству свободы.
Этот фактор — социальное творчество масс, «живое творчество народа» (Ленин). На поверхности явлений оно проявляется как энтузиазм. Но его сущность — рождение качественно новой реальности, где люди сами свободно создают новые общественные отношения в экономике, политике, культуре.
Какие? Ответ на этот вопрос дают практики СССР и многих стран мира. Наша страна 1920-х годов — это чудовищная разруха в промышленности и голод в деревне. Причина: последствия Первой мировой войны, интервенции и Гражданской войны, чудовищной эпидемии испанки (многократно страшнее ковида), блокады молодого советского государства. И в этих условиях создаются не только частные предприятия, с одной стороны, и государственные — с другой. Возникает масса форм самоорганизации граждан: кооперативы и коммуны, самодеятельные театры и спортивные объединения, органы рабочего самоуправления и всеобуч взрослых и детей. Страна грезит поэзией, стройками, аэропланами, освоением Севера. Страна строит новые заводы и электростанции, новые города и культуру… Это начинается в 1920-е и живет, несмотря на нарастание сталинизма, в 1930-е. И это все — в экономической, идейной, культурной борьбе с рынком, частной собственностью, бюрократией, мещанством. Борьбе и… единстве. Ибо сил и потенциала строить новый мир без рынка, денежных стимулов, бюрократов не было.
Есть и другой опыт: Латинская Америка. Движение безземельных крестьян оккупирует необрабатываемые земли латифундистов и создает (во многом так же, как в СССР) кооперативы, коммуны, школы, театры…
Есть опыт бесплатного создания современных сетей общедоступных средств человеческого развития — образования, программных продуктов, произведений искусства, новых технологий.
Наконец, есть опыт Кубы, где, несмотря на труднейшие экономические условия, были созданы и развиваются общедоступное высококачественное образование, здравоохранение, спорт, и этими достижениями Куба делится со всем миром.
Эти примеры можно проанализировать, обобщить и должно воплотить в конкретные цели и средства стратегии развития, становящиеся особенно актуальными в XXI веке, особенно для молодежи, живущей, даже в бедных странах, в поисках смыслов жизни, самореализации в пространстве креативной революции.
Цель этой стратегии должна преодолевать узкий горизонт общества потребления и властно-карьерных устремлений, решая задачи качества жизни иначе, нежели в США или даже Китае. Стратегически перед кубинским обществом стоит задача сформировать у людей (или по крайней мере активной их части) потребность не в постоянном увеличении потребления вещей и услуг, а в интересном и содержательном труде, приносящем удовлетворение; в росте свободного времени, реализуемого в пространстве культуры; в формировании таких общественных отношений, в которых тобой создаются и контролируются формы организации и управления в экономике и политике.
Эти цели кажутся неактуальными для общества, которое устало от недостатка элементарных товаров, в котором значительная масса населения скорее стремится к обществу потребления по американскому образцу, нежели к созиданию основ коммунизма. И эти стремления большинства нельзя игнорировать. И потому сегодня на Кубе вынужденно необходимы рынок и капитализм. Это очевидно.
Гораздо менее очевидно, что нельзя нужду выдавать за добродетель. Рынок, частная собственность, денежные стимулы, материальное благополучие — все это должно быть только одной из двух составляющих Кубы будущего, причем той стороной, которую временно, быть может, десятилетиями, надо будет использовать, но которая стратегически должна отмирать. Капитализм на Кубе, как и в нэповской России, может и должен играть роль не основы развития, а своего рода «костылей» для все еще не окрепнувшего и не научившего самостоятельно идти вперед социализма.
Но вторая, социалистическая, составляющая должна доминировать. И самое главное: она не может и не должна сводиться к государственному планированию и государственной форме собственности. Они необходимы, но социализм могут созидать только социально-творческие массы. Бюрократия, даже самая лучшая, его построить не может. Это, замечу, один из самых главных уроков СССР: как только в нашей стране выдохся энтузиазм, оказалось выдавлено сталинскими репрессиями и последующим «застоем» социальное творчество, Советский Союз рухнул.
Подчеркну: цели социального творчества, роста культуры, развития Человека как высшей цели и ценности были сформулированы и в СССР, но прежде всего не в официальных партийных документах (хотя и в них что-то похожее можно было найти), а в культуре: в фильмах Эйзенштейна, Дзиги Вертова, Александрова; в стихах Маяковского и Светлова, в музыке Дунаевского и Шостаковича. И это неслучайно: культура и социальное творчество могут развиваться лишь во взаимообогащении. Главное и самое трудное здесь — дать определенную, и социально-экономически, и политически, и культурно, картину будущего, пути к царству свободы.
Повторю как рефрен: исключительно на энтузиазме построить новое общество и эффективную экономику невозможно. Нужны рынок, капитал, бюрократия. Необходимо задействовать денежные стимулы и обеспечить рост утилитарного потребления, ибо это главные на настоящий момент чаяния большинства общества XXI века (даже, к сожалению, на Кубе). Но альтернативой рынку, капиталу и потребителю, этим носителям «серой линии» отчуждения, должна быть не только и не столько власть государственной и партийной бюрократии (хотя и без них строить социализм невозможно), сколько низовой энтузиазм творцов, тех, для кого содержательный труд, культура, участие в решении общественных проблем, созидание нового мира — цель, а вещи и деньги — средство.
В заключение сформулирую свои выводы предельно жестко и языком публицистики: единственный путь к победе социализма на Кубе — это открытая борьба. Необходимо открыто сказать: большинство населения Кубы стало конформистами. Дух и энергия Че и Фиделя большинством утрачены. Большинством, но не всеми. Пассивному большинству нужны рынок и частная собственность, иллюзорная надежда обогатиться и жить, как (в мифах и кино, но не в реальности) живут в США. Им надо дать хлебнуть рынка и капитализма, так, как хлебнули по уши граждане развалившегося СССР, попавшие из экономики дефицита с социальной защитой в экономику нищеты с уголовным произволом.
Но как альтернатива должен расти и развиваться реально социалистический сектор: с самоуправлением, с талантом солидарного труда, с подлинной культурой, с самоотверженностью коммунистов.
Предельно четко это противостояние выражено в советском фильме «Коммунист». Языком искусства он говорит о том, что должно и может быть сделано точнее, чем тысячи статистических выкладок. Альтернативой конформисту (которому, снова повторю, надо дать возможность полной мерой хлебнуть конкуренции, безработицы, неравенства) может стать только энтузиаст, живущий ради будущего, в гуще людской, талантливый и самоотверженный. За таким пойдут старики, помнящие дела Че и Фиделя, за такими пойдет молодежь.
И если на Кубе найдется хотя бы сотня тысяч таких энтузиастов-коммунистов — в искусстве, в спорте, в образовании, в науке, в журналистике, в государственном управлении, в армии, в милиции, тогда надежда на победу есть.