Оружие, которое крайне необходимо войскам, известно. Это беспилотники разных видов и назначения, особенно ударные; реактивные системы «Торнадо» и тяжелые огнеметные системы «Солнцепек»; высокоточные ракеты, включая «Калибры». Многие образцы показали свою эффективность на поле боя. Теперь задача промышленности – обеспечить массовые поставки этого оружия в войска.
А вот с боевой машиной поддержки танков «Терминатор», судя по всему, что-то пошло не так. Что это за боевая машина? Главная ее задача – борьба с пехотой противника, вооруженной большим количеством противотанковых средств. По задумке создателей, «Терминаторы» призваны прикрывать более тяжелые и менее маневренные танки при боях в сложных условиях, например, в городе.
Как-то, лет 8-10 назад, на выставке в Нижнем Тагиле представили красочную презентацию «Терминатора». Выполненная по технологии 3D, она давала представление о возможностях боевой машины. Вот в окне полуразрушенного здания появляется силуэт бойца с переносным противотанковым ракетным комплексом типа американского Javelin, и мгновенно на эту цель наводятся танковые пулеметы «Терминатора». Залп и цель уничтожена. Красиво.
Главное достоинство – малое время реакции на обнаруженную цель. Оно обеспечивается максимальной автоматизацией обнаружения цели, наведения и стрельбы. Машина действует как робот. Отсюда и название – «Терминатор».
Однако на деле это средство поддержки танков не показало себя эффективным. Причины перечислил в своем Telegram-канале Виктор Мураховский.
Во-первых, за прошедшие со времени той презентации две пятилетки «Терминатор» в танковых войсках так и не стал массовым явлением. Так что наши танки в СВО действуют, как правило, самостоятельно или при поддержке боевых машин пехоты и бронетранспортеров.
Сами танки слабо приспособлены для борьбы с пехотой: недостаточный обзор, не то вооружение. Но и «Терминаторы», как оказалось, имеют проблемы. Причем, считает, Виктор Мураховский, виной тому даже не «личные качества» машины, но и сопутствующие обстоятельства. Например, не слишком хорошая боевая слаженность подразделений; не совсем адекватные средства управления и связи; не отвечающая современным требованиям квалификация офицеров войскового звена.
По словам Мураховского, со времени первой разработки боевой машины поддержки танков (БМПТ) прошло немало времени. «Регулярная пехота за этот период сильно преобразилась: оделась в бронежилеты вплоть до 6-го класса защиты, кевларовые каски, насытилась носимым и возимым противотанковым вооружением с новыми возможностями. А убивать вражескую пехоту на переднем крае по-прежнему нечем», - отметил эксперт.
По его мнению, «БМПТ в этом деле танку помощник слабый, поскольку крупнокалиберного вооружения не имеет».
«А малокалиберное вооружение способно только подавить живую силу, но не уничтожить ее. Возникает риторический вопрос: нужна ли отдельная машина для решения столь ограниченной задачи, как подавление пехоты на малых и средних дистанциях?», - спрашивает эксперт.
Кроме прочего, отмечает он, БМПТ не обладает, в сравнении с современным танком, какими-либо принципиально новыми возможностями по разведке и обнаружению танкоопасной живой силы и малогабаритных противотанковых средств, «что могло бы хоть как-то оправдать существование данного класса машин».
Оружие «Терминатора», по словам эксперта, не может предотвратить или сорвать групповые пуски противотанковых управляемых ракет на дистанциях, близких к максимальным, не способно разрушить дома, превращенные в долговременные огневые сооружения. Оно недостаточно мощное для этого.
По мнению Мураховского, «не в первый раз в истории наших вооруженных сил телега оказалась впереди лошади». «Предполагаю, что и последствия сего действа будут аналогичными», - заключил эксперт.