Почти все железнодорожные ветки в УССР были построены во времена Российской Империи. Вновь создаваемые вдоль них рабочие посёлки, не говоря уже о непосредственно стоявших по пути следования к крупным городам относительно небольших местечках, получили мощнейший импульс для своего развития и разрастания.
С обретением независимости Юго-Западная, Южная, Львовская, Донецкая, Приднепровская и Одесская дороги стали приходить в упадок. Исключением стал разве что период, когда департаментом Минтранса Украины «Укрзализныця» управлял легендарный Георгий Кирпа.
После смерти Георгия Николаевича в «Укрзализныце» все вернулось на круги своя. Отрасль вновь вошла в тройку наиболее коррупциогенных в стране. Выделяемые на ее дальнейшее развитие бюджетные средства, равно как и гранты от развитых европейских государств, «оседали» в основном в Киеве. «На местах» же региональное руководство умышленно не набирало полный штат, вынуждая подчиненных «вкалывать» на совсем небольшую – если сравнить с РЖД – зарплату.
В последние 10 лет украинские железнодорожники повадились целыми бригадами увольняться с насиженных мест, переезжая в соседнюю Польшу. Там им за выполнение тех же производственных обязанностей платили чуть ли не втрое больше. Условия труда и быта на PKP («Польське колейове панство») украинцам казались просто «фантастическими»!
После 24 февраля 2022 года едва ли не главным обстоятельством, удерживающим украинских железнодорожников на своих рабочих местах, стала возможность получить «бронь». То есть не быть призванными в ряды ВСУ, Национальной гвардии и других силовых структур. Судя по постам в социальных сетях, часть работников «Укрзализныци» всё равно отправляли на фронт.
Едва ли не самыми загруженными маршрутами стали те, что проходят от польской границы к Киеву.
Во вчерашнем интервью американской CNN главы правления АО «Укрзализныця» Александра Камышина были упомянуты 300 (триста) официальных делегаций со всего мира, доставленных его ведомством в Киев и далее в направлении Донбасса. В их числе, по-Камышину, были и «мировые лидеры, и президенты, и премьер-министры, и члены парламента, и члены Конгресса США». Саму же «миссию» руководитель УЗ назвал «железной дипломатией».
Едва ли не самой почетной для «Укрзализныци» стала 20-часовая поездка из Польши в Украину и обратно президента США Джозефа Байдена. Специально сформированный под неё пассажирский состав у Камышина теперь называют не иначе как Rail Force One (по аналогии с «бортом №1» Boeing-747, VC-25, лайнером президента США – авт.).
Глава правления УЗ в своем интервью по понятной причине «запамятовал» крайне невыгодную для него историю, приключившуюся все на том же «варшавском» маршруте за сутки до появления Байдена на Украине.
Преодолев железнодорожный мост через реку Турия примерно в 2 часа ночи по киевскому времени (3 часа по мск), видавший виды локомотив, до этого добросовестно тянувший международный экспресс «Киев-Варшава», через 200 метров после моста вдруг сошёл с рельсов, завалившись под углом в 45 градусов. Первый вагон тоже наклонился, однако его удержала электрическая опора. Жертв и пострадавших вследствие ЧП, как утверждает Волынская областная прокуратура, не зафиксировано.
Досудебное расследование ведет Ковельское районное управление Главного управления Нацполиции Украины в Волынской области. Не остались в стороне и местные чекисты. Они-то наряду с коллегами из спецслужб ещё нескольких государств были призваны обеспечить комфортный переезд из польского Пшемысля в Киев и обратно спецпоезда с Джозефом Байденом, советником по вопросам национальной безопасности президента США Джейком Салливаном и внушительным отрядом Секретной службы. И тут такой «прокол»!..
Описанное ЧП случилось в воскресенье. Однако прокурорские сочли нужным попридержать соответствующий релиз до вторника, 21 февраля. Ковельская окружная прокуратура уточнила: уголовное производство открыто по факту нарушения правил безопасности движения либо эксплуатации железнодорожного транспорта (часть 1 статьи 276 Уголовного кодекса Украины).
Как ранее сообщал «МК» , прибывший в Польшу Байден был доставлен из Жешува на вокзал в Пшемысле ближе к вечеру воскресенья. Президент Штатов сел в киевский поезд практически незаметно для местного люда, - благодаря умно расположившимся вокруг него охранникам. К этому моменту те наверняка были наслышаны о проделке «волынских партизан» (одна из распространённых версий ЧП – авт.). Из-за неё сформированный в Польше спецсостав после прохождения станции Львов по определению не могли бы пустить по «нехорошему маршруту» через Волынь.
«Укрзализныця» предложила руководителю охраны высокого американского гостя куда более безопасный путь через Шепетовку (Хмельницкая область). Что же касается «некстати захромавшего» локомотива - приписанный к Ковельскому локомотивному депо злосчастный тепловоз удалось полностью поднять и поставить на рельсы моменту отхода из Пшемысля поезда с Байденом. То есть примерно в 20.00 по Киеву 19 февраля.
Инцидент в Ковеле породил множество комментариев в соцсетях.
«Причина какая? – интересуется Вера Прядко. – Ветер штормовой?». «Вы что, как может быть, чтоб Байдена - да под откос?! Не дай Бог!», - ужаснулся Анатолий Дзюба. «Ничего страшного, - отвечает Роман Деняк. – Месячник по безопасности движения проведём и порядок будет». «Главное – на весь 50-летний локомотив нанести надпись: «Безопасность движения прежде всего!», ну а дальше как пойдёт...», - иронизирует Игорь Рыбальченко. «Трава покошена, столбики побелены, и чего ж он сошёл-то?», - недоумевает Александр Выговский.
Не успел состав с Байденом отправиться с перрона вокзала Киев-Пассажирский в обратный путь, как «Укрзализныця» объявила рассчитанную до 2025 года программу «Железная украинизация». В течение трёх лет в республике собираются «полностью уничтожить всё, что осталось у нас со времен советчины и связывает нас со страной-агрессором». Первым делом на 1-ю платформу вокзала Киев-Пасс. перенесли «нулевой километр», поскольку до вчерашнего дня отсчёт километража на любой из украинских железных дорог вёлся от Москвы.
Далее, как сообщают в УЗ, поменяют названия дорог. Скорее всего, прежними останутся только Одесская и Львовская.
Разумеется, со всех станционных зданий уберут советские барельефы, а с фасадов – названия станций на русском языке. Даже вид железнодорожных билетов станет другим.
Народ на предлагаемые новшества отреагировал бурно.
«А трансформаторы, сделанные в СССР в 1958 году, тоже поменяют?» (Светлана Демидович).
«Зарплаты для начала повысьте, чтобы люди жить могли, а не выживать» (Николай Павловский).
«Кошмар. Больше нечем уже заняться. Впечатление, будто железной дорогой руководят конченные дубы. Когда мы увидим там профессионалов?» (Валентина Усатая).
«Кирпа в гробу переворачивается. Идиоты!» (Зоряна Кропис).