Почему Киев очень просит самолеты – понятно. За прошедший год почти весь устаревший советский авиапарк «повитрянных сил» Украины сведен на нет. Часть самолетов и вертолетов уничтожена на аэродромах «калибрами», часть уничтожена нашей ПВО или в воздушных боях. Потеряны сотни летательных аппаратов советской постройки – Су-24, Су-25, Су-27, МиГ-29.
Летный состав ВСУ тоже основательно выкошен. По некоторым данным, опытных летчиков – единицы, основная масса – те, кто недавно окончил летный вуз.
Тем не менее, авиация Киеву нужна. Прежде всего, для того, чтобы обеспечить авиационную поддержку новых армейских корпусов, которые усиленно формируются и готовятся к весеннему наступлению в сторону Крыма и Азовского моря.
Выход один, считают в Киеве – выпросить самолеты у Запада. Однако, как считает военный эксперт Илья Крамник, с реализацией этих «хотелок» у Киева могут быть большие проблемы.
Как написал он в своем Telegram-канале, «авиационные поставки Киеву, если предположить их развитие в рамках тех же политических и экономических ограничений, что приняты НАТО сейчас, не будут ни быстрыми, ни масштабными».
Крамник объяснил - почему. Во-первых, по его словам, количество свободных и исправных самолетов, которые можно передать, не изымая из частей первой линии, «в Европе стремится к нулю».
Кроме того, на Украине нет подготовленного летного и инженерно-технического персонала для эксплуатации западной авиатехники. Учебная база – ограниченная. В лучшем случае, в ближайшие месяцы можно подготовить специалистов для обслуживания не более, чем одной эскадрильи.
Еще одна причина – на Украине нет аэродромной инфраструктуры для обслуживания западных самолетов. Та аэродромная техника, которая может быть поставлена на Украину, «через некоторое время может быть выбита – это довольно уязвимая маломобильная цель».
Таким образом, считает Крамник, в лучшем случае Запад может поставить на Украину оставшиеся советские истребители, например, польские МиГ-29.
Могут быть также поставлены чешские легкие учебно-тренировочные самолеты L-39, переоборудованные в носители управляемых авиабомб JDAM.
«В общей сложности это до нескольких десятков бортов, принципиально не меняющих соотношения сил», - заключает Крамник.
Правда, отмечает он, возможен такой вариант: США поставят в неограниченном количестве самолеты F-16 из резерва ВВС США с американским персоналом и летчиками «добровольцами» и «отпускниками». Однако, как пишет Крамник, «такое вовлечение в конфликт пока что противоречит всей наблюдаемой политике США, которые стремятся максимально переложить тяжесть непосредственного участия на Европу». «Европе же быстро и много поставлять нечего», - считает эксперт.
В любом случае, отметил Крамник, поставленную Киеву авиатехнику, чтобы ее сохранить, придется размещать за пределами Украины. Например, в Польше. И оттуда совершать боевые вылеты, используя «аэродромы подскока» где-нибудь в Виннице или Хмельницком.
«Иначе сведение этого парка к минимальному числу бортов, совершающих 1-2 вылета в день станет просто делом времени - в силу работы «калибров» и прочих средств большой дальности», - отметил эксперт.