Мобилизованные на СВО братья рассказали о плюсах и минусах службы вместе

«В боевой ситуации всегда думаю, лучше бы я один здесь оказался»

Специальная военная операция для многих ее участников стала «семейным делом». В некоторых подразделениях служат отцы и сыновья, мужья и жены, братья. И каждая такая история по-своему трогательная. Корреспондент «МК» побывала в одном из разведывательных подразделений в зоне СВО, где встретила мобилизованных братьев.

«В боевой ситуации всегда думаю, лучше бы я один здесь оказался»

Называть даже направление, на котором действуют разведчики, по понятным причинам нельзя. Могу лишь сказать, что дорога в их расположение из гостиницы заняла у меня больше половины дня. Правда, виной тому не только внушительный километраж. Дороги, по мере удаления от города, становятся все более разбитыми и все менее пригодными для проезда легкового транспорта.

Очереди на блокпостах навевают ностальгию по тем временам, когда большинство пикетов преодолевалось на слегка сброшенной скорости приветственным взмахом руки. Больше такого здесь нет, исключение составляет военный автотранспорт. На стандартную процедуру «предъявите документы, куда едете, откройте багажник» уходит минут 10-15. Надеюсь, столь тщательный контроль дает свои плоды и положительным образом отражается на безопасности внутри населенных пунктов.

- Еще немного, и будем на месте, - подбадривающе произносит встретивший меня в условленном месте военный.

- Немного так немного, - вздыхаю я и плетусь за ним.

Сейчас погода в этих местах совсем не южная, температура к утру упала до минус 21. Зато уже к обеду столбик термометра уверенно подполз к нулю, мне на радость. Если бы не влажность, можно было бы даже сказать, что почти комфортно.

- Давай, давай заходи, не стой в дверях. Тепло все выпустишь, - подталкивая меня на пороге одноэтажной постройки, по-хозяйски распоряжается провожатый.

На шум в коридоре появляются другие военные.

- Знакомься. Это "Бурый", - жестом руки указывает на одного из вышедших молодых людей мой «штурман». - Это "Тезза". Скоро еще парни приедут.

"Бурый" и "Тезза" - братья-погодки. "Бурому" - 25, "Теззе" - 24. Вместе служили «срочку», вместе мобилизовались на специальную военную операцию. Очень похожие и в то же время совершенно разные.

"Бурый" - весельчак, "Тезза" - не по годам серьезный. Из-за маленькой разницы в возрасте на первый взгляд сложно понять, кто из них старше, а кто младше. Однако сами молодые люди признаются, что "Бурый" всегда осознавал свое, пусть и небольшое, но старшинство, чем, конечно же, немного раздражал младшего. Но тут уж ничего не поделаешь. Старший говорит, что по-другому он просто не мог, всегда чувствовал ответственность.

- Честно говоря, уже во взрослом возрасте и до «срочки» мы не сильно были дружны, - признается "Тезза". - У нас просто не хватало времени на общение друг с другом. У каждого работа, а то, бывало, и по две, какие-то личные интересы. Виделись в основном на тренировках по смешанным единоборствам три раза в неделю.

Ребята рассказывают, что спорт всегда играл очень важную роль в их жизни. Оно и не удивительно, когда у тебя отец тренер. Поэтому братья всегда уверенно могли постоять как за себя самих, так и за других.

- В детстве мы друг с другом постоянно дрались, - смеется "Бурый". - Когда ты занимаешься единоборствами, все конфликты решаются на кулаках. Но, если появлялся обидчик со стороны, мы всегда вставали друг за друга горой.

- Вы похожи по характеру или абсолютно разные?

- Разные, причем очень, - без раздумий отвечает "Тезза". - Я, допустим, спокойный, а брат, наоборот, эмоциональный, любитель экстрима. У нас даже работа на «гражданке» всегда была совершенно разная. Я всегда выбираю стабильность.

- Да-да, - подхватывает "Бурый". - Он вот может со мной неделю не разговаривать, если обидится, а я места себе не нахожу. Даже если знаю, что я прав, все равно первый иду мириться.

По словам парней, в отличие от «гражданки», в военном деле они идут рука об руку еще со службы по призыву. Младший брат признается, что всегда планировал отслужить, ждал лишь пока закончит учебу в колледже. Старший же, напротив, в армию идти желанием не горел, благо и  причина была уважительная. Юноша учился на дневном отделении, а потому имел право на отсрочку.  Но братские  чувства заставили молодого человека изменить свое решение в момент.

- Звонит мне младший, - рассказывает "Бурый", - а он как раз на тот момент закончил последний курс колледжа, и сообщает, что 28 июня уходит в армию. Я стою и не знаю, что ему ответить даже. Честно говоря, сперва расстроился, но потом думаю - делать нечего. Я же не могу, чтобы он один служить пошел.

После разговора с братом "Бурый" сам позвонил в военкомат и сообщил, что готов наравне с младшим отдать долг Родине. Только дату попросил перенести на несколько дней, очень хотел лично поздравить свою девушку с днем рождения. Военком пошел навстречу молодому человеку, и обоим братьям было велено прибыть с вещами 2 июля.

Служить, как и полагается, попали в одно подразделение.

- Семь месяцев мы провели вместе, - продолжает рассказ "Тезза". - Потом разъехались на четыре месяца, так как меня временно перевели служить в другую часть.

- Помню, однажды брат заболел, - подхватывает "Бурый", - его в изолятор положили на территории части. А рядом столовая наша. Так мы когда в строю стояли возле столовой, я ему шоколадки в окно закидывал, чтобы не грустил.

По завершении службы каждый вернулся к привычному для себя образу жизни. "Тезза" устроился на стабильную работу, поступил в университет. "Бурый" остался верен своей тяге к экстриму и выбрал профессию промышленного альпиниста. Так и жили до сентября 2022 года.

- До начала мобилизации задумывались, что можете оказаться в зоне СВО? - интересуюсь у ребят.

- Брат вообще сюда рвался, - опережает с ответом "Тезза".

- Да, вот только никогда не думал, что мы вместе здесь окажемся, - признается старший.

"Бурый" рассказывает, что когда началась мобилизация, ему позвонил отец и сообщил, что приходили из военкомата. Логично предположив, что по старшинству мобилизовать должны его, "Бурый" явился в военкомат. Каково же было его удивление, когда он услышал, что повестка выписана на имя младшего.

- Я сначала просил их просто поменять данные. У нас одинаковые воинские специальности, и, как мне казалось, моя просьба была более чем выполнима. Но, оказалось, не так все просто.

"Бурому" вновь ничего не оставалось, как попросить выписать повестку и на него. Дальше все развивалось стремительно, в тот же день молодые люди оказались в учебном центре Таманской дивизии. Там получили обмундирование, прошли первичное обучение. После этого братьев отправили для подготовки на Белгородский полигон, а затем они прибыли в зону СВО.

- Какие мысли были, когда направлялись сюда?

- Конечно же, присутствовало определенное волнение, - делится "Бурый". - Думаю, оно было у всех. Но мы старались этого не показывать.

Самое сложное, по словам молодого человека, было именно осознание того, что младший брат тоже оказался в горячей точке и рискует наравне с ним.

- В критические моменты больше думаете о себе или о брате?

- Честно, по мне так в подобные моменты вообще думать сложно, - признается "Тезза".

- Это он сейчас так говорит, - смеется старший. - Случай был: к нам в расположение прилетела мина, брат успел запрыгнуть в подвал, а я еще нет. Бегу и слышу, как он кричит: «Где "Бурый"? Где "Бурый"?»

- Мысль о том, что рядом родной человек помогает или мешает на службе?

- С одной стороны очень помогает, - продолжает собеседник. - Мы когда только на учения приехали, я сразу понял, что без брата было бы ой как непросто. Как минимум, спать спокойно я бы точно не смог. Контингент же разный, сами понимаете. Были и такие товарищи, которые специально провоцировали других на конфликт. А тут сразу понятно, на двоих мало кто рискнет полезть.

С другой стороны, когда попадаешь в боевые ситуации, все время думаешь, лучше бы один здесь оказался. Потому что одно дело увидеть, как ранило товарища и совсем другое, когда, не дай Бог - родного брата.

На вопрос, что же все-таки оказалось самым тяжелым в нынешних условиях, Тезза отвечает: его больше всего беспокоит то, что «на гражданке» осталось очень много дел, которые он не успел доделать.

- Знаете бывает такое ощущение, что ты опоздал еще вчера? Вот примерно так я себя сейчас чувствую. Есть вопросы по учебе, плюс работа.

- Если говорить в физическом плане, - подключатся "Бурый", - ничего тяжелого, на мой взгляд, здесь нет. Мы делаем нормальную мужскую работу. Вопрос бытовых удобств тоже познается в сравнении. 

Когда привык к домашним условиям, конечно, первое время все кажется неудобным. А потом был период, мы месяц дислоцировались на одном участке, где ни электричества, ни воды не было. Далее опять переезд, а на новом месте уже и свет есть, и вода. На фоне этих казалось бы минимальных благ, другие неудобства кажутся сущей ерундой. Единственное, пожалуй, в моральном плане иногда тяжеловато. Какое-то переосмысление жизни началось, что так делал, что не так. Но, ничего, вернемся домой, все наверстаю.

- О чем сейчас мечтаете? Все закончится, приедете домой и... Жизнь уже не будет такой, как прежде?

- Конечно, не будет. Я уже сейчас не представляю, как с некоторыми людьми общаться, - вздыхает "Бурый". - По-другому начал воспринимать многое. Ценности другие. Еще понял, что хочу в МЧС устроиться работать.

- Если честно, мне кажется, мечта - это не самое подходящее слово, - в свою очередь, замечает младший. - Важны цели, а не мечты. Я планирую доучиться, получить высшее образование. С работой потом определюсь. А еще планирую не общаться с дураками, которые задают тупые вопросы, почему мы не откосили и пошли воевать.

Сюжет:

Новости СВО

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28976 от 21 февраля 2023

Заголовок в газете: «Делаем нормальную мужскую работу»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру