Экс-начальник зенитных ракетных войск Командования специального назначения (Округ ПВО Москвы) полковник в запасе Сергей Хатылев рассказал «МК», какое оружие ВСУ сегодня является наиболее опасным для Крыма, какие оружейные поставки представляют угрозу и что мы можем им противопоставить.
- Сегодня для нас, - говорит полковник Хатылев, - самыми опасными являются те самые «Стрижи» - ракеты-мишени, которые украинцы якобы делают у себя. У них это единственное дальнобойное оружие, которое, как мы видели, долетает до Рязани и Калуги, где недавно упал такой аппарат.
Они летят в заданную точку на определенной высоте. Насколько нам известно, корректировать полет и маневрировать в процессе полета такие аппараты не могут. Им вносится маршрутное задание по заранее выставленным координатам.
- Что значит – «летят на определенной высоте»? Какой именно?
- К примеру, выставили высотный диапазон от 50 до 100 метров, и они в нем движутся. Это у крылатой ракеты происходит автоматическое определение высоты, она маневрирует, идет с огибанием рельефа местности, у нее цифровая карта забита в бортовой компьютер — там целое дело... На «Стрижах» ничего такого нет. Хотя какие-то доработки на них идут. Как я понимаю, американцы прилагают к этому усилия.
- Но на Крым ВСУ пускают и другие беспилотники. Мы теперь часто слышим, что их там сбивают.
- Да, для атак на Крым используют беспилотники любого класса. Израиль их поставляет — его ничто не останавливает, и англичане, и немцы — все, кому не лень. Их беспилотники тоже могут быть угрозой для объектов в Крыму.
Буквально на днях — об этом сообщалось — на полуостров опять был осуществлен налет шестью такими дронами. Все ли были сбиты нашей ПВО – не знаю.
- Какой вес взрывчатки модифицированные «Стрижи» могут нести?
- Их максимальная боевая нагрузка до 200 килограммов, что представляет серьезную угрозу.
- А из тех вооружений, что обещают поставить ВСУ, что может оказаться наиболее опасным для объектов в Крыму?
- В первую очередь американские высокоточные боеприпасы, так называемые планирующие бомбы GLSDB для реактивных систем HIMARS дальностью 150 километров. Но Киев просит еще и ракеты ATACMS. А их дальность уже 300 и даже 500 километров.
- Ни те, ни другие боеприпасы им пока не дали.
- Не дали. Но они их настойчиво просят. А это значит, что могут поставить. Нуланд разве не об этом говорит? Танки ведь тоже поначалу не давали. Теперь дали. Первый немецкий «Леопард» уже сожгли, о чем сообщили в ЧВК «Вагнер».
Кроме того, англичане собираются поставить Украине свои ракеты. Пока не ясно точно, какого они происхождения и дальности, но британский министр обороны заявил, что это будут именно дальнобойные ракеты.
- И как всему этому мы сможем противостоять?
- У нас в Крыму развернуто несколько соединений ПВО, ВВС, армейский корпус, береговые части, Черноморский флот, имеющий на вооружении «Ониксы», противокорабельные ракеты и комплексы ПВО. То есть группировка войск противовоздушной и противоракетной обороны сегодня позволяет отражать атаки всех названных средств воздушного нападения.
Другое дело, с какой это будет проводиться эффективностью. Многое здесь зависит от четкого взаимодействия всех: Черноморского флота, Сухопутных войск, частей ВВС и ПВО.
Флот, к примеру, способен на каком-либо опасном направлении выдвинуться вперед, чтобы иметь возможность раньше обнаруживать и обстреливать цели. А если все-таки ракеты или беспилотники ВСУ смогут пройти этот рубеж, то он может передать информацию о них другим нашим средствам. Дальше уже в работу включатся наземные системы ПВО.
Комплексы С-400 имеют свои возможности по средним, большим высотам. Могут применяться и по беспилотникам. Зенитные средства малой дальности — зенитные ракетные дивизионы, которые применяются в Сухопутных войсках, включая «Торы», и «Тунгуски» показали свою высокую эффективность по беспилотникам и маловысотным целям. Особенно если им заранее дать разведданные, оповестив, с какого направления движутся эти цели. То есть эффективность отражения возможных ударов будет зависеть от четкого взаимодействия всех частей, включая флот.