«Нет», - вот так сухо и односложно Владислав Сурков ответил на вопрос о жизнеспособности Минских соглашений. Экс-помощник президента заявил, что изначально, работая над проектом документа, понимал: выполнены соглашения не будут.
Блиц-интервью Суркова вызвало отклик даже в Кремле. Объяснять скрытые смыслы откровений бывшего ассистента главы государства пришлось Дмитрию Пескову.
«Вы знаете, сколько российская сторона приложила усилий на переговорном треке для того, чтобы вынудить и украинскую сторону, и Берлин, и Париж все-таки встать на путь реализации тех обязательств, которые стороны на себя взяли по этим Минским договоренностям. И усилия были потрачены изрядные. В скольких переговорах участвовал лично Путин, тот же Сурков, Козак и так далее. Естественно основная задача была все-таки заставить Киев выполнить взятые на себя обязательства», - заявил официальный спикер Кремля.
Тем не менее слово не воробей. Впрочем, политологи уверены, что вылетело это «нет» из уст Суркова вовсе не случайно и не на эмоциях.
- Владислав Сурков любит так развлекаться: посылает некие информационные пасы акторам, с которыми он знаком или незнаком, и следит за реакцией. Кроме того, надо учитывать, что Сурков надеется вернуться в большую политику, - говорит политолог Алексей Мухин.
Эксперт полагает, что заявление экс-помощника президента недвусмысленно дает понять: Россия вовсе не была жертвой обмана со стороны коварного Запада. Напротив, все эти годы с момента подписания Минских соглашений Москва была в роли наблюдателя.
- В последнее время на Западе звучит много слов о том, что Меркель, Олланд и Порошенко обманули Путина. Сурков же говорит: у нас не было иллюзий. Мы просто наблюдали за моральной деградацией наших тогдашних западных партнеров, - объясняет Мухин.
Политолог Сергей Марков добавляет, что у России и Запада изначально с минским форматом не могло сложиться лишь по одной причине: цели у сторон были разные.
«Со стороны Запада они хотели остановить наступление армии России и взятие Харькова и далее других городов Украины, после разгрома ВСУ. Было два больших разгрома ВСУ, под Иловайском в июле 2014-го и под Дебальцево, январь-2015. Вот поэтому были Минск-1 и Минск-2», - объясняет политолог в своем Telegram-канале. Для России же целью было спасение людей на Донбассе и прекращение боевых действий со стороны ВСУ. Донбасс в планах России должен был стать аналогом Приднестровья.
Однако уже очень скоро стало очевидно, что надеждам на мирное урегулирование сбыться не суждено. Вероятно, именно эти смыслы и скрываются в сухом «нет» Владислава Суркова.
«Это был правильный договор и правильные надежды. А вот когда стало ясно, что Вашингтон не дает реализовать Минск-2, а стало это ясно в конце 2015 года, когда Запад отказался выполнять их. Выполнение договора в одностороннем порядке до добра не доводит. Это признание своей слабости. А слабых бьют», - резюмировал Марков.