Владимир Путин во вторник вспомнил о своей университетской специальности, проведя обстоятельный разговор с представителями судебной власти. Президент подчеркнул, что повестка судов весьма насыщенная. В прошлом году они рассмотрели 40 млн дел — на миллион больше, чем в 2021 году. «Нагрузка на судей, прежде всего общей юрисдикции, увеличилась, — констатировал ВВП. — Вам предстоит выработать конкретные меры по ее оптимизации».
Кроме того, Путин поручил судьям продолжать работу по формированию единообразия судебной практики и обеспечению социальной направленности российского правосудия, отдельно остановившись на такой категории, как военнослужащие, которые принимают участие в боевых действиях или выполняют задачи в условиях военного положения. «Права наших военнослужащих и членов их семей должны быть защищены всей силой закона», — подчеркнул Путин, призвав судей при рассмотрении таких дел руководствоваться не только правовыми аспектами, но и жизненными обстоятельствами участников СВО.
По словам президента, актуальными темами продолжают оставаться внедрение в судопроизводство цифровых технологий и формирование в нашей стране благоприятного инвестиционного климата. «В условиях санкционной агрессии против России это особенно актуально», — считает ВВП. Он отметил, что нужны законодательные гарантии защиты предпринимателей от необоснованного уголовного преследования, включая введение запрета на продление срока содержания под стражей и избрание для них таких мер пресечения, как внесение залога и домашний арест. Напомним, что Путин уже много лет высказывается за гуманизацию правосудия в отношении участников экономических преступлений. Однако воз либо и ныне там, либо двигается в указанную президентом сторону крайне медленно.
Не мог Путин не сказать и об обеспечении правового суверенитета. Его Россия получила после того, как в сентябре 2022 года вышла из-под юрисдикции ЕСПЧ, вердикты которого «стали носить абсолютно неприемлемый политизированный характер». По словам президента, он услышал опасения «думающих людей», что выход из ЕСПЧ может привести к снижению уровня защиты прав и свобод россиян. «Не буду скрывать, я тоже думал об этом», — неожиданно признался Путин. Однако никакой трагедии, с его точки зрения, не произошло: «наша судебная система, используя национальные судебные механизмы», способна эти права и свободы «надежно защитить».
Глава Верховного суда Вячеслав Лебедев находился на своей волне и акценты, сделанные главой государства, комментировать не стал. Его обстоятельный доклад был посвящен итогам 2022 года, который для судебной системы, по всей видимости, не сильно отличался от предыдущего. В массиве гражданских дел опять преобладали споры о взыскании кредитной задолженности (44% всех дел). А в уголовных — преступления против собственности (39%). Больше половины (54%) дел экономической направленности касались неисполнения обязательств по договору. А иностранным инвесторам вообще не пристало жаловаться на российское правосудие: 97% их требований, по словам Лебедева, были удовлетворены. В речи прозвучал только один тревожный звоночек: количество банкротств по сравнению с 2021 годом выросло на 28%. (И это несмотря на введение процедуры внесудебного банкротства для физлиц.) В целом, как подчеркнул Лебедев, «суды осуществляли правосудие с хорошим качеством и в основном в разумные сроки».
Владимир Путин решил побеседовать со всеми участниками совещания, обстоятельно расспросив их о том, как осуществляется работа по различным направлениям деятельности Верховного суда. Глава судебной коллегии по делам военнослужащих Владимир Хомчик заверил Верховного главнокомандующего, что в его сфере ответственности никаких проблем нет: «обращаются от генерала до рядового», 60% жалоб удовлетворяется.