С полей СВО приходит немало сообщений о подвигах снайперов. Недавно, например, Telegram-канал «Военкоры русской весны» рассказал о снайпере из Якутии, который одним выстрелом ликвидировал двоих иностранных наемников ВСУ. «Это те парни, которые попадают белке в глаз, а уж бронекастрюля для них - легкая мишень», - оставил комментарий автор поста.
ВСУ, кстати, также активно используют снайперский огонь. Так, издание The Global and Mail опубликовало интервью с канадским снайпером Кинаном Фини, который воюет на стороне ВСУ в Бахмуте. Фини похвастался, что 24-25 декабря за 36 часов на позиции сделал 21 выстрел, которыми якобы ранил и убил 15 российских солдат. Канадец приврал, но все равно понятно, что снайпер способен нанести большой ущерб противнику.
Вот что об особенностях своей специальности «МК» рассказал снайпер со стажем, боец одного из добровольческих подразделений ДНР с позывным «Хан»:
- Один хорошо подготовленный снайпер может держать превосходящие в разы силы противника. До одной роты - легко. А в современном вооруженном конфликте это очень выгодно. Для понимания, при равноценной подготовке военнослужащих противоборствующих сторон соотношение обороняющихся и атакующих подразделений идет примерно один к трем. То есть если противник держит оборону силами одной роты, мы должны бросить для его подавления три роты. Вот и оцените значение снайпера...
- Можете назвать какие-то профессиональные хитрости?
- Все достигается путем тренировок. На задании важно правильно выбрать позицию. Хорошо подготовленную «лежку» снайпера взять не так-то просто. Противник должен отработать по ней либо минометным огнем, либо из гранатомета АГС, чтобы снайпер вылез. Дальше уже вопросом ликвидации занимается антиснайпер.
Так вот, говоря об уровне подготовки, если снайпер не будет бояться, когда по укрытию работает миномет, а просто начнет перекатываться направо-налево, его никто не достанет. Правильно выбранная позиция и маскировка играют ключевую роль в работе. По моему мнению, это даже важнее, чем научить человека стрелять. Стрелять можно и обезьянку научить.
- Сколько времени надо, чтобы подготовить профессионального снайпера?
- Могу сказать по своему опыту. Настоящим снайпером я стал считать себя лишь через пять лет подготовки. Тогда я впервые вышел на задание первым номером. До этого были, конечно, выходы в двойках, в паре с моим ныне уже покойным наставником, чей позывной я сейчас ношу, но только в качестве второго номера.
Сейчас на стороне противника воюет очень много наемников, это ни для кого не секрет. Среди них часто встречаются спортсмены-биатлонисты, которые переквалифицируются в снайперов.
Это было и до специальной военной операции. Достаточно вспомнить снайперш «Белые колготки» - из прибалтийских женщин-биатлонисток. Они участвовали практически во всех конфликтах на постсоветском пространстве, в том числе и в Донбассе в 2014-2015 годах.
Безусловно, профессиональные спортсмены в стрелковом деле значительно выигрывают в навыках, по сравнению с обычными военнослужащими. Но лично я не стал бы называть их снайперами. Биатлонисты - это стрелки. Они привыкли к краткосрочной работе. Пробежал свою дистанцию, лег спокойно, выстрелил и все. Он понимает, что мишень - это не человек.
- У нас в добровольческих батальонах есть снайперы из числа спортсменов-биатлонистов? Или к нам такие не приходят?
- Лично мне не приходилось, даже не слышал про таких. А вот охотников, которые выполняют боевую задачу в качестве снайперов, знаю. У меня так товарищ из Новосибирска приехал. Из Сибири парни есть. И, скажу без лести, они, как снайперы, гораздо успешнее, нежели спортсмены. Потому что у них есть необходимое в этом деле качество - умение выжидать.
- В чем основная сложность подготовки снайпера? Почему на это уходит столько времени?
- Очень часто бывает так, что человек вроде бы хочет научиться, ему интересно, но он не осознает до конца, что этим надо жить. Нужно понимать, что бывают ситуации, когда приходится ждать, и ждать очень долго, лежа на одном месте, не имея возможности встать, размяться или отойти в туалет.
Любым неосторожным движением ты можешь выдать себя, и тогда велик риск, как говорится, не самого положительного исхода. Не каждому такое по силам. Нужен определенный психотип. Второй момент - человек должен уметь терпеть неудобства.
- Насколько хорошо и чем оснащены наши снайперы?
- Снайперы Вооруженных сил оснащены штатным оружием. До сих используются снайперские винтовки Драгунова - СВД. Наряду с ними присутствует такое оружие, как снайперская винтовка Калашникова - СВК. В добровольческих подразделениях большой популярностью пользуется снайперская винтовка Лобаева.
Последние по своим тактико-техническим характеристикам превосходят даже западные винтовки, которые наши парни находят на брошенных украинских позициях. Недавно слышал, что «лобаевцы» участвуют в подготовке стрелков на территории ДНР, которым, по завершении обучения, дарят свои винтовки. Это, конечно, очень ощутимая помощь. Спасибо им.
- Учитывая опыт СВО, как ты считаешь, количество снайперов на фронте должно расти? Имеет смысл создавать отдельные снайперские подразделения?
- Да, конечно. Целое подразделение снайперов потом можно прикомандировывать к разным бригадам, с которыми они будут плотно взаимодействовать. Связка снайпер-пулеметчик - это невероятно убойная сила. Поэтому снайперское дело нужно развивать.
Раньше в годы Великой Отечественной войны снайперов очень отмечали, они ходили в героях. Потом почему-то тот опыт подзабыли. Сейчас вновь мы видим потребность в снайперах. И я очень надеюсь, что военное руководство обратит внимание на подготовку специалистов этой военно-учетной специальности.
Москва — зона СВО — Москва.