По мнению большинства экспертов, удары по генерирующим мощностям, а именно самим электростанциям вместо трансформаторных подстанций, намного результативнее, чем прошлая тактика.
Известный военный эксперт, директор музея ПВО Юрий Кнутов отмечает, что вывод из строя трансформаторных подстанций прерывало снабжение электричеством военных объектов на сутки — двое. Созданная в Советском Союзе система закольцованной электроэнергии позволяла перебрасывать энергоснабжение с других мощностей, а Запад оказывал активную помощь в ремонте поврежденных трансформаторов.
«А вот удары по генерирующим мощностям приводят к тому, что из строя выводится электростанция и генераторы, а их ремонт занимает гораздо более длительное время, – рассказывает эксперт, – Количество работающих электростанций после таких ударов сокращается, и через какое-то время киевские власти не смогут снабжать электроэнергией свои воинские части и предприятия, это в целом скажется на экономической ситуации, на организации железнодорожных перевозок, ремонте боевой техники, на работе штабов и систем ПВО».
Второй вопрос, ставший в последнее время крайне актуальным – уничтожение железнодорожных тоннелей, мостов и других объектов транспортной инфраструктуры.
«Начиная с 24 февраля 2022 года необходимо было наносить массированные удары по транспортной инфраструктуре Украины, – считает главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко, – обрушить в Днепр все существующие мосты с целью разорвать возможность поставки зарубежных вооружений, а также тыловое снабжение ВСУ, разорвать транспортно-логистическое обеспечение украинских войск в зоне СВО. Это надо было делать год назад, но это по-прежнему актуально и сегодня».
«Конечно, это необходимо сделать, особенно с учётом того, что Украина анонсировала глобальное, стратегическое наступление, которое начнётся в марте-апреле, – считает военный эксперт Кнутов, – Украинские вооруженные силы проводят очередную мобилизацию, пытаясь довести численность армии до миллиона человек. Кроме того, ставится задача экономить боеприпасы, они копятся, чтобы можно было организовать массированные удары по российским позициям. К этому времени произойдёт поставка бронетехники из стран НАТО.
Удары по логистическим центрам, мостам и туннелям - это важнейшая задача для наших военных, и она позволит сдержать поставки западного оружия на восток Украины и облегчить освобождение Донбасса для наших вооруженных сил».
Чем же можно эффективно вывести из строя не самые простые объекты? По мнению Юрия Кнутова, в случаях с тоннелями помогут только гиперзвуковые ракеты «Кинжал». «Эти ракеты причиняют разрушения не столько за счёт разрушающий части, сколько за счёт кинетической энергии, – рассказывает эксперт, – Если же говорить о мостах, то тут тоже не всё просто. Мосты строились в советское время советскими инженерами и строителями, которые понимали, что если будет конфликт с блоком НАТО, то мосты подвергнутся ударам в первую очередь, поэтому опоры их создавались как особо прочные конструкции.
Удары по железнодорожному полотну позволяют вывести мост на два — три дня, а затем мост восстанавливается и способен дальше функционировать. Наиболее эффективны именно удары по опорам. Недавно мы попытались использовать надводный беспилотник в Одессе для удара по опорам. Задача была выполнена, но этой проблемой ещё нужно серьёзно заниматься, чтобы создать БПЛА с такой боевой частью, которая сможет нанести опорам моста значительные повреждения, и для этого требуются как ракеты, так и подводные или надводные аппараты».