Однако далеко не все российские военные эксперты согласны с такой оценкой и критикой в адрес американских военных. Они заявили «МК», что за «появлением НЛО» стоит в первую очередь политика.
Вот что по этому поводу рассказал «МК» экс-начальник зенитных ракетных войск Командования специального назначения (округ ПВО Москвы) полковник в запасе Сергей Хатылев:
- Я следил за информацией о воздушных объектах над Соединенными Штатами. Данные слишком противоречивы. Информация подается так, что явно кому-то хочется доказать, что все у них там, в американской армии, плохо, сбить ничего не могут. Это больше похоже на внутриполитические интриги в самих США.
У нас аналогичная ситуация с воздушными шарами тоже была в декабре 2007 - январе 2008 годов. Мы ее в конце концов решили. Тогда с территории Эстонии к нам залетели спортивные шары. Это, конечно, не шары-зонды, что сейчас запустил Китай на большой высоте, но проблем нам тоже тогда хватило.
Они летели на высоте всего 5-6 тысяч метров. Обычные спортивные шары с корзиной. Там не было людей, только газовая горелка, положенная аппаратура… Они чётко вышли из Эстонии, прошли через Ленинградскую область в сторону Москвы, прошлись здесь в районе МКАДа, ушли на Нижний Новгород, оттуда на Екатеринбург, затем направились в Пакистан и там эти шары уже «присели».
- Как же вы их пропустили?
- Нечем оказалось сбить. Вот там сейчас пишут, дескать американцы - слабаки, ничего не могут, так и мы тогда не могли.
- Не было нужных комплексов ПВО?
- В советское время для таких объектов у нас были комплексы С-75, которые имели специальный режим, позволявший сбивать такие цели. Были истребители-перехватчики с пушками и особыми боеприпасами – разрывными пулями, уничтожавшими осколками эти объекты. А тут вдруг оказалось, что никаких средств для уничтожения этих малозначительных целей нет.
Оказалось, что на тот момент все зенитные ракетные системы имеют так называемую область режекции, когда при скорости объекта 300 метров в час цель радиолокационно не сопровождается. Получалось, что радиотехнические войска работают в другом диапазоне, они видят эту цель, передают целеуказания зенитным ракетным войскам, а их зенитные ракетные комплексы эту цель не видят. Соответственно, сбить её не могут.
- Но есть ведь еще авиация ПВО?
- Да, мы поднимали авиацию. Су-27 взлетает, тормозит – делает «кобру Пугачева» (фигура высшего пилотажа, при которой скорость самолета кратковременно снижается до нуля. - «МК») – цель не видно. МиГ-31 летит на скорости 350 километров в час – цель снова не видит. Подняли вертолёты, посадили командиров полков с оптическими прицелами: если увидите - стреляйте. Так три дня летали, искали, ничего не нашли. Мы, конечно, понимали, что эти спортивные шары не представляют для нас никакой опасности. Там и разведывательной аппаратуры никакой не было. Они так и пролетели мимо. Но задачу для решения нам обозначили.
- Вы говорите, потом ее как-то решили?
- Да, в 2007 году я как раз был включён в Государственную комиссию по испытаниям комплекса «Панцирь-С1», и вот у него-то как раз имеется пулемётная пушечная система, способная уничтожать цели на высотах 5-6 тысяч метров и главное – радиолокационный комплекс миллиметрового диапазона. То есть «Панцирь» на таких высотах сегодня способен видеть, эффективно сопровождать и уничтожать такие цели.
- Получается американцы аналогичную проблему у себя так и не решили?
- Высота, на которой летают сейчас их «НЛО» над Штатами - порядка 17- 20 тысяч метров. А это несколько другая ситуация.
Об этой ситуации «МК» рассказал экс-начальник Федерального управления авиационно-космического поиска и спасания, заслуженный военный летчик РФ, кандидат технических наук генерал-майор Владимир Попов:
- Я думаю, всё-таки над США летают сейчас не инопланетные, а вполне земные рукотворные объекты. Видимо, что-то вроде шаров-зондов, которые используют надувные оболочки самой различной конфигурации и ведут не разведывательную деятельность экономического или военного характера, а, скорее, мониторинг окружающей среды и атмосферных явлений.
Изучают струйные течения, которые постоянно меняются. Исследуют изменения температурных градиентов на разных высотах. Хотя, конечно, можно рассматривать это и в том ключе, что изучение всех этих явлений в перспективе может оказать помощь и при ведении боевых действий, что – правда.
- А чьи, на ваш взгляд, это могут быть аппараты?
- Можно предположить, исходя из того, что китайцы не отрицают того, что два из них принадлежат им, то и остальные могут быть тоже их. Мы, если проводим исследования с помощью таких зондов в интересах метеорологии и измерения данных окружающей среды, как правило, оповещаем об этом международную организацию метеослужбы при ООН. И там знают какой шар, где и когда летит.
- Северная Корея, к примеру, может запустить такой шар?
- Вполне. Это может являться косвенным признаком того, что там пристально изучаются различные слои атмосферы, включая близкие к космосу, чтобы понять какие могут там происходить изменения при запуске космических аппаратов или межконтинентальных баллистических ракет.
- Для чего нужно это знать?
- Чтобы меньше расходовать энергию ракеты при преодолении тех или иных воздушных масс во время полёта. Для этого необходимо выбирать наиболее благоприятные направления. Возможно, такой ракете иногда необходимо уйти куда-то в сторону, чтобы затем добраться до цели быстрей и с меньшими затратами энергии. А для этого необходимо изучать то, что происходит в атмосфере.
- Но почему эти воздушные зонды американцам оказалось так сложно уничтожить?
- Во-первых, большие высоты. Во-вторых, у этих объектов практически нет радиолокационного отражения, на которое настроены локационные станции истребителей-перехватчиков. В результате объект хоть и большой, но имеет очень небольшую отражающую поверхность. Потом эти шары изготовлены, как правило, из специальных полимеров. Они даже визуально не очень заметны, если имеют почти прозрачную оболочку и наполнены определёнными газами. На таких высотах они почти не просматриваются. Только по косвенным признакам, когда на их поверхности отражаются солнечные лучи. А если облачность и шары летят где-то там, за облаками, их вообще не видно.
- То есть это очень сложная цель для уничтожения?
- В первую очередь для идентификации. Их ведь для начала необходимо классифицировать. А если это никакие не «шпионы», а действительно просто шары ведущие метеонаблюдение и исследование воздушного пространства? Тогда требуется время, чтобы заполучить данные, которые имеются по этим метеозондам в ООН.
- Значит, претензии к американским военным не вполне обоснованы, как и вбросы про НЛО?
- Ну конечно! Да и вообще, тут большой вопрос: нужно ли их сбивать? Хотя бы по экономическим соображениям. Высотные ракеты у США есть. Но они ведь очень дорогие. А стоимость этого зонда и той аппаратуры, что он несёт, копеечная.
Может быть, проще и дешевле понаблюдать за таким объектом, и, поняв, что он ничего не излучает – а значит, не шпионит – просто пропустить его, как говорится, с Богом, не тратя кучу денег на его уничтожение?
Думаю, проблема с этими шарами искусственно раздута, исходя из внутриполитических соображений в самих США.