Новый президент Кипра решил не менять политическую ориентацию страны

Никос Христодулидис назвал связь с Западом «постоянным компасом»

В воскресенье, 12 февраля, бывший министр иностранных дел Кипра Никос Христодулидис был избран восьмым президентом страны. Он победил кандидата от левых, профессионального дипломата Андреаса Мавроянниса, набрав более половины голосов. Разбираемся, чего ждать от нового главы островной республики.

Никос Христодулидис назвал связь с Западом «постоянным компасом»

В воскресенье на Кипре завершились выборы нового президента хоть и не разгромной, но уверенной победой 49-летнего Никоса Христодулидиса. Согласно подсчетам, он набрал 51,92% голосов по сравнению с 48,09% у его оппонента Андреаса Мавроянниса, которого поддержала одна из ведущих левых партий страны AKEL (Прогрессивная партия трудового народа).

К слову, на стороне Мавроянниса оказался значительный политический опыт. Он был одним из вице-президентов 62-й сессии Генассамблеи ООН, постоянным представителем Кипра в Евросоюзе. В болезненном для государства вопросе воссоединения острова Маврояннис выполнял роль переговорщика от греческо-кипрской общины. В июле 2019 года стал послом и постоянным представителем Кипра при ООН в Нью-Йорке. В июне 2022 года партия АKEL выдвинула политика кандидатом в президенты Республики.

Расчет был с одной стороны понятным, с другой стороны – очень подходящим для всего европейского сообщества. Маврояннис, будучи знаковым политиком, не мог не высказаться по поводу России, возлагая на нее вину за украинский кризис.

Но победу вырвал именно Христодулидис, который с 2018-го по 2022 год занимал пост министра иностранных дел Кипра.

Никос Христодулидис баллотировался как независимый кандидат. Для этого он ушел с поста министра иностранных дел и разорвал связь с правой партией «Демократическое объединение» (DISY), что вызвало раскол в доминирующей кипрской политической группировке. Вся соль заключалась в том, что в гонке участвовал лидер правоцентристской DISY Авероф Неофиту. Занимает он эту почетную должность вот уже последние 10 лет. Поражение Неофиту стало первым случаем, когда кандидат от крупнейшей политической силы республики не смогла пройти во второй тур. Обвинения в таком унижении партии были возложены на Христодулидиса, который мог бы «поднять флаг» Демократического объединения на мировой арене, если бы не зарегистрировался как независимый кандидат.

Хотя ведущие деятели DISY дали понять, что поддержат Мавроянниса, отказ партии официально поддержать любого кандидата сделал предвыборную гонку открытой. Ведущий аналитик, специализирующийся на электоральном поведении, Христофорос Христофору отметил: «Результат зависит от того, что консервативные избиратели не смогли преодолеть идеологический барьер голосования за кандидата от AKEL». Помимо этого, многие граждане Кипра обвиняют в многолетнем банковском кризисе именно левых и конкретно шестого президента с такими воззрениями Димитриса Христофиаса.

И здесь главное, что слегка размыло радость от победы. Христодулидис был поддержан группами, которые откровенно занимают враждебную позицию в отношении переговоров о воссоединении средиземноморского острова, расколотого на греческую и турецкую части. Для многих его победа, как отмечает The Guardian, разбила надежды на то, что в ближайшем будущем будет найдено решение многолетнего спора, в результате которого Кипр, самое восточное государство Евросоюза, оказался разделенным.

По словам советника по кипрской политике в афинском аналитическом центре Eliamep Клеопатры Китти, «сегодня киприоты-греки проголосовали за правительство с ярко выраженными националистическими тенденциями. Вряд ли в ближайшее время будет поддерживаться двухобщинная, двухзональная федерация, а это означает, что это, вероятно, станет еще одной упущенной возможностью».

История известна, но напомним. После турецкого вторжения в июле 1974 года Кипр был расколот по этническому признаку: греки и турки-киприоты живут по обе стороны от патрулируемой ООН линии прекращения огня. Анкара ввела на остров войска после переворота, организованного в Афинах с целью объединить Кипр с Грецией. В результате турецкие войска захватили более 30% территории страны. Порядка 200 тысяч греков-киприотов, проживавших в северной части острова, были вынуждены покинуть свои дома и бежать на юг. Уже 13 февраля 1975 года руководство турецкой общины в одностороннем порядке провозгласило на захваченных территориях так называемое Турецкое федеративное государство Кипр, а 15 ноября 1983 года – Турецкую республику Северного Кипра, которая до сих пор признана только Анкарой.

За прошедшие годы усилия по воссоединению неоднократно терпели неудачу. Христодулидис заявлял, что он пересмотрит основу, на которой до сих пор проводились переговоры при посредничестве ООН, но в то же время есть осознание того, что киприоты-греки должны восстановить доверие международного сообщества для возрождения мирного процесса.

Вызовов у нового президента масса: начиная от уже упомянутого тупика в переговорах о воссоединении с киприотами-турками на этнически разделенном острове и трудовых споров на фоне безудержной инфляции до последствий коррупционных скандалов и всплеска миграции.

Христодулидис прямо заявил после своей победы о том, что «будет сотрудничать с политическими партиями, чтобы назначить совет министров на основе широкого консенсуса. Моя главная цель – скорейшее воссоединение Кипра».

Кстати, предыдущий президент Никос Анастасиадис принадлежал к партии DISY, что вызывало подозрения у многих аналитиков – ведь неоднократно подчеркивалось, что Анастасиадис поддерживал Христодулидиса. «Эти выборы символизируют преемственность правительства Никоса Анастасиадиса», утверждал профессор истории и политологии Никосийского университета Хьюберт Фаустманн.

По словам аналитиков, хотя Маврояннис, несомненно, занял бы более примирительную позицию в вопросе кипрского воссоединения, Христодулидис тоже показал, что хочет возобновить переговоры. Во время кампании он предположил, что Кипр может, к примеру, сделать более либеральным визовый режим для граждан Турции в обмен на согласие Анкары открыть порт для судов под кипрским флагом.

Интересен в сложившейся ситуации и внешнеполитический курс страны и ее отношение к главному вопросу для всех стран мира сейчас – конфликту на Украине.  

С одной стороны, Христодулидис не был замечен в резких высказываниях по этой проблеме. А с другой, он объявил: «Наша западноевропейская ориентация – наш постоянный компас. Эта ориентация будет укрепляться и в дальнейшем. В то же время мы будем продолжать расширять наши отношения со всеми странами региона, а также со всеми силами, которые могут сыграть существенную роль в решении кипрской проблемы». Так что в целом во всех его заявлениях заметна оглядка на западный мир.

Добавляется к общей картине и то, что президент Франции Макрон сразу поздравил нового президента Кипра с победой, начертав в социальной сети символичное послание на греческом языке. Решил воспользоваться моментом и Владимир Зеленский, написав: «Украина ценит поддержку Республики Кипр в это непростое для нашей страны время. Я готов к активному сотрудничеству на благо наших государств и народов».

Если вспомнить, что на посту министра иностранных дел Христодулидис активно общался с Россией, а сам Кипр много раз отказывался вводить санкции против Москвы, надежда на продолжение доверительного диалога остается. Но вот связь с Западом по нынешним временам неизбежно подразумевает активное участие в украинском вопросе. А этот ориентир был объявлен.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру