Выступая в бундестаге, Олаф Шольц провел жирную красную линию в вопросе поставок оружия Украине: "То, что речь не идет о боевых самолетах, я объяснил уже очень давно и повторяю это здесь. В этой позиции совершенно ничего не изменилось и не изменится". А когда через несколько дней, в ходе поездки Шольца в Чили, журналисты вновь подняли самолетную тему, канцлер с нескрываемым раздражением ответил: "Об этом все уже сказано, в том числе мной".
Тем не менее мало кто сомневается, что рано или поздно самолеты западного производства приземлятся на украинских военных аэродромах. Слишком уж самолетный кейс напоминает танковый. Кстати, процитированная выше парламентская речь канцлера была посвящена как раз снятию танкового эмбарго: Шольц объявил, что Германия передаст Украине 14 танков "Леопард-2" и дает "добро" на поставку таких машин другими странами. А спустя несколько дней правительство одобрило отправку 88 танков более старой модели - "Леопард-1"
Между тем, еще совсем недавно такой поворот казался немыслимым. Официально эмбарго не существовало. Но неофициальное было, что называется, секретом Полишинеля. А порой о нем проговаривались и вполне официальные лица. "Это единая позиция - не только федерального правительства, но и всех западных стран - не поставлять на Украину БМП и танки западных моделей", - заявила в мае прошлого года статс-секретарь минобороны Германии Зимтье Мёллер.
Правда, тогда, справедливости ради, сторонники противоположной позиции действовали куда более открыто и напористо. Оппозиционный блок ХДС-ХСС призывал вооружить Украину танками практически в ежедневном режиме. В "танковое" лобби входило и много видных представителей правящих партий. Одним из наиболее решительных и последовательных "танкистов" в политэлите была глава парламентского комитета по обороне, член Свободной демократической партии Мари-Агнес Штрак-Циммерман.
С самолетами ситуация совершенно иная. Для справки: Киев просит Германию передать ему истребители-бомбардировщики Tornado. В составе ВВС Федеративной Республики таковых, по данным немецких СМИ, насчитывается 89 штук. Это машина третьего поколения, совместная разработка немецкой фирмы Messerschmitt-Bölkow-Blohm и британской British Aircraft Corporation (при участии итальянской Aeritalia).
Tornado - ветеран люфтваффе. Производство самолетов этой модели началось в 1979 году, а закончилось четверть века назад, в 1998-м. Правда, с тех пор самолеты неоднократно проходили "евроремонт", но модернизационный потенциал давно исчерпан. Tornado доживают в немецких ВВС последние годы. Вскоре они должны быть заменены на американские F-35 и европейские Eurofighter Typhoon.
Собственно, отсюда и возникла идея передачи подлежащих списанию, но вполне еще боеспособных "старичков" Украине. Однако коса нашла на камень. Что там канцлер! Даже из оппозиционного лагеря не слышны сегодня такого рода призывы. Христианско-Демократический союз лишь мягко журит канцлера за чрезмерную категоричность. "Исключать какие-либо вещи на пользу только Кремлю, - заявил спикер фракции ХДС-ХСС в бундестаге по внешнеполитическим вопросам Юрген Хардт. - Военные потребности Украины должны быть нашим ориентиром". Дальше этого критика пока не идет.
Причина? Ответом может служить заголовок недавней статьи в журнале Spiegel: "Боевые самолеты для Киева: страх перед эскалацией в воздухе". Можно ответить и словами Шольца. Главная внешнеполитическая цель правительства, заявил канцлер, - конфликт на Украине не должен перерасти в войну между Россией и странами НАТО: "Мы сделаем все, что в наших силах, чтобы предотвратить это".
Но взирая на это театральное заламывание рук, наблюдатели в абсолютном их большинстве следуют известному правилу Станиславского: не верят. Кто-то исходит из того, что Запад придерживается давно разработанного плана военной поддержки Украины, согласно которому каждому овощу, в смысле виду вооружения, свое время. И сейчас время танков - время самолетов еще не пришло. Но есть и другая версия.
"Запад дает им (Украине. - "МК") ровно столько оружия и боеприпасов, чтобы они не сдохли сразу, - считает экс-министр обороны ДНР Игорь Стрелков. - Западу не нужна победа Украины. Западу не нужно, чтобы Россия всколыхнулась, когда украинские танки вдруг неожиданно ворвутся в Севастополь или, допустим, в Ростов-на-Дону. Западу нужна долгая, нудная, кровопролитная война, где будет убито как можно больше русских с обеих сторон... Если Украина будет слабеть слишком быстро, ей еще дадут. И дадут боевую авиацию".
Но чем бы это ни было, планом или импровизацией, непрерывными перестройками на марше, трудно отделаться от мысли, что периодически вспыхивающие на Западе дискуссии о возможности передачи Украине того или иного вида оружия, выполняют примерно такую же функцию, что и тепловые ловушки, предназначенные для защиты боевого самолета от ракет с инфракрасным наведением, - отвлекают от главной цели.
Возьмем те же танки. Да, оружие, безусловно, мощное. Но насыщенность обеих сторон линии боевого соприкосновения противотанковыми средствами резко снижает значимость бронетехники на поле боя. В противостоянии между дорогущим танком и пехотинцем, вооруженным современным противотанковым ракетным комплексом (Javelin, "Корнет" и тому подобными), больше шансов на победу у последнего. А в условиях городского боя победные шансы пехотинца с ПТРК близки к ста процентам.
Для этого конфликта куда большее значение имеют средства дистанционного поражения - дальнобойные 155-миллиметровые гаубицы и САУ, управляемые активно-реактивные снаряды, РСЗО, "пуляющие" высокоточными ракетами, дроны-камикадзе. А в отношении этих видов оружия никаких эмбарго не было и нет: поставки шли и продолжают идти широким потоком.
Теперь таким же жупелом становятся самолеты, боевое применение которых в нынешнем военном противостоянии тоже весьма ограничено: обе стороны располагают большим количеством разнообразных и эффективных средств ПВО. Редкая железная птичка может долететь до середины Днепра или Миуса, не будучи сбитой.
Кроме того, хлопот с поставкой самолетов так много, что совсем не факт, что овчинка стоит выделки. Переобучение пилотов, перестройка аэродромной инфраструктуры, решение проблем с техническим обслуживанием, с ремонтом, с топливом, с боеприпасами... Даже если объявить о передаче прямо сейчас, реализация проекта займет многие месяцы, если не годы.
Намного более значимой новостью, чем байденовское "нет" в ответ на вопрос о самолетах, является "да" Белого дома поставкам на Украину GLSDB - Ground Launched Small Diameter Bomb, "бомб малого диаметра наземного базирования", высокоточных боеприпасов, максимальная дальность действия которых составляет 150 километров. Это вдвое увеличивает зону поражения по сравнению с применяемыми сегодня ВСУ ракетами западного производства.
В общем, первым делом пока для Запада отнюдь не самолеты. Но без них, похоже, все-таки не обойдется. Одна европейская страна за другой - Франция, Нидерланды, Великобритания - заявляет о готовности "рассмотреть" этот вопрос. А Польша устами главы правительства Матеуша Моравецкого заявила, что готова передать Украине самолеты - американские F-16 - хоть завтра. Правда, при том условии, что решение о поставках будет общим, коллективным, на уровне НАТО.
Пока такой вопрос в натовской повестке вроде бы не стоит. Ходят, правда, слухи, что главной темой следующей встречи глав оборонных ведомств стран, поддерживающих Украину, в формате "рамштайн", которая пройдет 14 февраля, будут как раз самолеты. Но во-первых, это лишь слухи, а во-вторых, обсуждение еще не означает решения. К примеру, на прошлом "рамштайне" обсуждали, обсуждали танковый вопрос, но так ничего и не выобсудили.
Известно, впрочем, что произошло через несколько дней после этого: вопреки прежним спорам, несогласованностям и недоговоренностям, моментально и безо всяких "рамштайнов" сформировалась "танковая коалиция", во главе которой встала Германия - еще недавно главный "танковый" тормоз. Словом, события развиваются стремительно и непредсказуемо. Неизвестно, как долго будет в силе самолетное эмбарго, но пожалуй, не будет слишком смелым предположить, что продержится оно куда меньше, чем танковое.