Уход западных брендов открыл перед китайскими компаниями новые перспективы, сказала генеральный директор консалтинговой компании «Синорусс» Сурана Раднаева, выступая на мероприятии Российско-Китайского комитета дружбы, мира и развития.
В прошлом году товарооборот между Россией и Китаем достиг исторического рубежа в $190,271 млрд, а рост составил 29,3%. В 2021 году товарооборот между РФ и КНР вырос на 35,8% и составил рекордные $146,887 млрд.
Раднаева сказала, что уже в текущем году будет преодолена отметка в $200 млрд, хотя ее планировалось достичь лишь в 2024 году. По ее словам, иногда приходится слышать мнения о том, что Китай фактически соблюдает санкции против России.
«Я бы с этим не согласилась. На политическом уровне Пекин не раз заявлял о вреде санкций. Да, некоторые китайские компании ограничили поставки в РФ, но нужно понимать, что многие из них имеют активы на Западе, и самостоятельно оценивают свои риски. Если риски от сотрудничества с Россией смотрятся серьезнее, чем выгода, то решение ограничить сотрудничество вполне логично. Здесь нет никакой политики, одна экономика, и решение китайских партнеров нужно принять с пониманием и уважением. Тем более, что на китайском рынке большая конкуренция – кто-то отказывается от поставок, а кто-то занимает его место», - сказала она.
По ее словам, уже зафиксирован большой интерес китайских компаний к российскому рынку. Она отметила, что что компании из недружественных стран, покинувшие российский рынок, делали это в подавляющем большинстве инициативно, то есть не в рамках санкций.
«Таким образом, в торговле РФ и КНР есть множество сегментов, которые одновременно и никак не подпадают под санкции, и имеют большие ниши, освободившиеся после ухода западных компаний. Здесь я вижу большие перспективы. Приятно видеть, как китайские партнеры инициативно выходят с предложениями о поиске покупателя в России на свой товар», - сказала Раднаева.
Среди «локомотивов» российско-китайской торговли она отметила продукцию автопрома. Доля новых китайских авто на российском рынке выросла с 9% до 37% в 2022 году, при этом продажи новых корейских авто снизились 28,3% до 11,2%, европейских - с 28,3% до 7,3%, японских с 17,9% до 6,6%.
«Это отличный пример того, как китайские бренды заполняют образовавшиеся пустоты. В прошлом году 63,7% новых автомобилей было ввезено в Россию из Китая, а китайские машины входят в топы продаж», - сказала она.
Раднаева также напомнила еще об одном рекорде - в 2022 году Китай поставил в Россию почти 20 000 комплектов спецтехники, что вдвое больше, чем в 2021 году.
«Это самосвалы, тракторы, бульдозеры, краны и так далее. Сами китайские партнеры отмечают, что Россия существенно упростила процедуры оформления экспорта в этом сегменте», - сказала она.
«Таким образом, уход с российского рынка западных брендов открыл перед китайскими компаниями новые перспективы, и за последний год количество запросов от китайских партнеров о содействии в выходе на российский рынок существенно увеличилось», - сказала Раднаева.