Роман Абрамович далеко не единственный российский олигарх, попавший под западные санкции, напоминает Сергей Маркелов. Однако он выгодно выделяется на фоне тех же Михаила Фридмана и Петра Авена.
Например, Фридман в интервью говорил, что «не знает, как жить дальше». А Авен заявлял журналистам, что разрешенных британскими властями 2500 фунтов в месяц ему не хватает даже на оплату услуг уборщицы и личного водителя. В отличие от собратьев по несчастью, Абрамович избрал для себя принципиально иную стратегию: он никогда не жалуется и всякий раз демонстрирует бурную деятельность, направленную на созидание.
- Роман Абрамович выстроил для себя модель эффективной жизни. Он полезен для самого себя, и при этом создал иллюзию своей полезности для общества. Причем как российского, так и украинского и даже западного. Он находится в общем «пакете» людей, которых не любит никто. Однако, скорее всего, именно с него с первого Запад и Украина в будущем снимут санкции, - прогнозирует Маркелов.
Политтехнолог подчеркнул, что в своем поведении Абрамович регулярно демонстрирует избыточность: он больше отдает, чем получает. Именно это и происходит с деньгами, вырученными от продажи «Челси».
- Сам Абрамович показывает полную покорность. Он заявляет, что сам ничего не получит от продажи футбольного клуба. При этом он делает тонкий ход, снимая с себя ответственность за передачу денег Украине, - говорит эксперт.
Напомним, ранее британское издание The Telegraph сообщило о решении Абрамовича направить 2,3 млрд фунтов (2,8 млрд долларов) в некий фонд помощи пострадавшим в ходе военной операции на Украине. Пресс-офис бизнесмена в ответ на эту информацию выпустил заявление, в котором опроверг причастность олигарха к решению о передаче денег.
С точки зрения политтехнолога и новость британских журналистов, и реакция пиарщиков Абрамовича играют ему на руку, создавая вокруг бизнесмена ореол таинственности. Во-первых, сам он вроде как ничего не решает: он же под санкциями, а его деньгами распоряжаются англосаксы. Во-вторых, непонятно, что за фонд примет миллиарды Абрамовича. Но в одном только упоминании некой третьей структуры, через которую можно «прогонять» средства, могут являться намеком для остальных подсанкционных представителей крупного российского бизнеса.
В-третьих, непонятно, на что именно на практике поступит помощь. Может, на то, чтобы подлатать Яворовский полигон. В любом случае, сам олигарх послал общественности четкий сигнал: он тут ни при чем.
Эксперт отметил и еще одну особенность стратегии поведения Абрамовича — он умудряется дружить со всеми сторонами конфликта:
- Абрамович демонстрирует истинное «еврейство» в хорошем смысле этого слова. Он умудряется вести дружбу со всеми — от португальских евреев до представителей мировых элит. В традициях чистого, не бульварного религиозного еврейства он часто оказывает помощь. С точки зрения пиара он — один из «хороших парней».
Многие крупные бизнесмены работали по этой схеме, но Абрамовичу это удалось лучше остальных.
Кроме того, по мнению Маркелова, оставаться на плаву даже под гнетом санкций миллиардеру помогает фундаментальное качество богатого человека — наличие связей с политиками максимально высокого уровня. Возможно, именно такие связи дали миллиардеру нужную информацию, позволившую переписать активы на своих детей в первые дни февраля 2022 года. Как сообщало британское издание Guardian, Абрамович мог перевести на своих семерых детей активы десяти кипрских трастов на 4 млрд долларов:
- Абрамович выстроил корректное общение с мировыми элитами, и теперь использует эти каналы для своего бизнеса и политических услуг. Разумеется, Арбамович не переговорщик. Для больших политических игроков он — полезная функция.
Он не гений, а человек, умеющий грамотно распоряжаться связями и информацией, которую эти связи дают. Очевидно, что незадолго до начала спецоперации Абрамович получил некие намёки: «Роман, действуй!» Поэтому и успел переписать активы на своих детей.