Так как россияне в последнее время напряженно ловят любые слухи о возможности начала нового этапа мобилизации и угрозе закрытия границ, новости, которая появилась в понедельник на лентах информационных агентств, а затем и в СМИ, и в телеграм-каналах, было гарантировано повышенное внимание. Кратко её содержание можно изложить так: без особого разрешения властей из России на автомобиле больше не выедешь.
Речь шла о законопроекте, который подготовлен ко второму чтению в думском Комитете по транспорту.
Инициатива была внесена в Госдуму правительством ещё в прошлом году. «В связи с введением санкционных ограничений в отношении РФ» и «значительными изменениями в логистических маршрутах для доставки товаров автомобильным транспортом», говорилось в пояснительной записке, в пунктах пропуска на границе «сохраняется сложная обстановка».
Чтобы избавиться от больших очередей, предлагалось дать правительству право самостоятельно "определять особенности проезда» по дорогам близ пунктов пропуска со стороны России. После принятия в первом чтении законопроект был передан для доработки из Комитета по экономической политике в Комитет по транспорту.
16 января, как следует из записи в думской базе законопроектной работы, Комитет по транспорту одобрил текст подготовленного ко второму чтению документа с поправками. 20 января и текст, и поправки были обнародованы, второе чтение планировалось на 24 января. Но потом вдруг всё перенесли на февраль, а текст, родивший многочисленные новости, из думской базы исчез - в комитете уверяют, что всего лишь для дополнительной «юридико-технической» доработки.
Но он сохранился у журналистов. Среди прочих в том тексте действительно была поправка, которая разрешала проезд транспортных средств, «принадлежащих российским перевозчикам, иностранным перевозчикам, гражданам РФ, иностранным гражданам, лицам без гражданства и другим пользователям» по автомобильным дорогам «в целях пересечения госграницы РФ» только «в зарезервированные дату и время».
Какие документы и сведения понадобится предъявить для получения «окошка» для пересечения границы - потом утвердит правительство, саму процедуру резервирования через государственную информационную систему (она будет бесплатной) тоже. Если время и дата, которые вам понравились, уже заняты - придется выбрать другие…
Глава Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас в своем телеграм-канале так прокомментировал сообщения о внесении в законопроект подобных изменений: «данная инициатива требует очень внимательного отношения, так как напрямую может затронуть конституционные права граждан»… Он имел в виду право на свободу передвижения, конечно.
С утра 24 января глава думского Комитета по транспорту без конца отвечал на вопросы журналистов. Из его заявлений, на данный момент документально не подтвержденных (окончательного текста законопроекта так и нет), следует: шум и гам подняты напрасно, речь шла лишь о «допущенных к международным автомобильным перевозкам», а не о частных поездках за рубеж.
Почему же упоминались «граждане РФ»? «А индивидуальные предприниматели - что, не граждане России?» - спросил вместо ответа «МК» г-н Москвичев. По его словам, резервирование будет установлено лишь на «некоторых пунктах пересечения границы, где огромные очереди, где водители по 10-15 дней стоят иногда, ни воды, ни продуктов, ни туалетов нет». Чаще всего среди проблемных в Комитете по транспорту называют пункт на мосту Благовещенск—Хэйхэ и тот, что на переходе «Верхний Ларс» на границе с Грузией.
Первоначально предполагалось, что новые правила заработают с 1 марта 2023 года. Но теперь г-н Москвичев говорит, что вступят они в силу с 1 сентября. Рассмотрение законопроекта, сообщил он, перенесено на февраль по просьбе Минэкономразвития. В ближайшее время вопрос обсудят на совещании в комитете.
Значит, чтобы понять, как и что будет написано в законе, и предположить, к каким последствиям может привести его принятие, придется немного подождать.