Тысячи радикальных последователей крайне правого популиста совершили мародерство в трех важнейших демократических институтах Бразилии в воскресенье, 8 января, очевидно, убежденные цунами фальшивых новостей в том, что результаты президентских выборов в октябре прошлого года, которые проиграл Болсонару, были сфальсифицированы.
Ставший победителем левый кандидат Луис Инасиу Лула да Силва был приведен к присяге в качестве президента Бразилии 1 января. Но уже через неделю его попытались свергнуть.
Поздно вечером в пятницу судья верховного суда Александр де Мораес удовлетворил запрос генеральной прокуратуры о включении экс-президента в расследование. Телеканал Globo заявил, что следствие проверит, был ли Болсонару одним из “интеллектуальных авторов” нападений 8 января, в результате которых экстремисты, вооруженные металлическими прутьями и рогатками, разгромили конгресс Бразилии, верховный суд и президентский дворец.
В течение своего четырехлетнего срока Болсонару, бывший десантник, известный своими авторитарными наклонностями, неустанно работал над подрывом бразильской системы электронного голосования. Радикал, поддерживающий Дональда Трампа, который улетел в США накануне инаугурации Лулы, отказался публично признать поражение на выборах – что многие закоренелые сторонники восприняли как молчаливую поддержку их продолжающегося «крестового похода» за отмену результатов, отмечает The Guardian.
В заявлении адвоката Болсонару Фредерика Вассефа говорится, что бывший президент “всегда отвергал любые незаконные и преступные действия” и был “защитником демократии”. Вассеф отрицал, что Болсонару сыграл какую-либо роль в воскресном насилии, в котором, без доказательств, он обвинил “лазутчиков”.
Ранее в пятницу министр иностранных дел Бразилии Мауро Виейра осудил то, что он назвал “крайне предосудительным” нападением в прошлое воскресенье на молодую демократию его страны, которая была восстановлена в 1985 году после более чем двух десятилетий военной диктатуры. Выступая перед небольшой группой иностранных корреспондентов в Бразилии, Виейра сказал, что, по его мнению, решительный ответ правительства Лулы предотвратит дальнейшие нападения. На данный момент арестовано более 1000 предполагаемых участников мятежа, среди них военные чиновники, в то время как федеральная полиция преследует тех, кто финансировал насилие.
“У меня сложилось впечатление, что то, как отреагировало правительство, будет препятствовать любым новым авантюрам, потому что наказания будут все более суровыми”, - сказал Виейра. Министр иностранных дел добавил: “Я надеюсь, что все поняли, что правительство не шутит с этим и что решительные меры были и будут приняты в соответствии с законом, если будет какая-либо другая инициатива”.
Пока нет никаких доказательств того, что Болсонару принимал непосредственное участие в планировании восстания правых, которое было осуждено мировыми лидерами.
Однако подозрения в том, что Болсонару, возможно, был причастен к этому, усилились после выдачи ордера на арест его бывшего министра юстиции Андерсона Торреса. Сообщается, что во время обыска в доме Торреса в Бразилиа сотрудники федеральной полиции обнаружили проект указа, который санкционировал чрезвычайное вмешательство в избирательный суд Бразилии, направленное на отмену результатов выборов.
Пресс-секретарь Министерства юстиции Лорена Рибейро заявила CNN, что федеральная полиция обнаружила документ во время проведения обыска и ордера на арест в доме Андерсона Торреса. Она сказала, что он предлагал ввести “режим обороны” в Высшем избирательном суде, пока Болсонару все еще был президентом, чтобы отменить победу своего соперника Луиса Инасиу Лулы да Силвы на октябрьских выборах. По словам Рибейро, проект не был подписан Болсонару.
«Состояние обороны» - это правовая мера, которая позволяет действующему президенту вмешиваться в другие сферы государственного управления для обеспечения общественного порядка. Хотя Болсонару проиграл октябрьские выборы, он оставался президентом до конца декабря, до истечения его срока.
Торрес, который занимал пост министра юстиции до ухода администрации Болсонару, опубликовал заявление в социальных сетях, отрицая, что он был автором указа. «Министры юстиции сталкиваются со слушаниями, предложениями и предлогами самых разнообразных типов, - написал он. – В моем доме была стопка документов, которые следовало выбросить, где, скорее всего, был найден материал, описанный в статье”.
Торрес предположил, что проект указа был намеренно слит в СМИ, чтобы дискредитировать его.
“Цитируемый документ был подобран, когда меня там не было, и вырван из контекста, что помогло разжечь ложные слухи против меня. Мы были первым министерством, представившим управленческие отчеты о переходе власти, – утверждает он. – Я уважаю бразильскую демократию. У меня чистая совесть в отношении моей роли министра”.
После ухода из правительства Торрес занял пост главы службы безопасности федерального округа Бразилиа, но был уволен на днях после того, как протестующие сторонники бывшего президента преодолели полицейские заграждения и ворвались в правительственные здания. Он отправился в Орландо (штат Флорида), якобы в отпуск, всего за несколько дней до беспорядков и был там, когда разворачивались события.
Торрес пообещал сократить свой отпуск и предстать перед правосудием после того, как Верховный суд Бразилии выдал ордера на обыск и арест, отрицая какие-либо правонарушения.
Федеральный Верховный суд Бразилии выдал Торресу предписание о предварительном заключении под стражу в соответствии с ордером на арест, выданным в среду.
О проектах документов впервые сообщила бразильская газета Folha de S. Paulo. Новый министр юстиции Бразилии Флавио Дино заявил CNN Brasil, что существование проекта указа было “ужасающим”, и назвал то, к чему он призывает, “неконституционным”.
«У меня не было доступа к документу, и, согласно сообщениям прессы, это был указ о государственном перевороте, который подчеркивает, что то, что мы видели 8 января (в день беспорядков), не было единичным случаем. Это был элемент цепи, звено в цепи государственного переворота в Бразилии, - сказал Дино.
Бразильский лидер Луис Инасиу Лула да Силва заявил, что он подозревает, что ярые сторонники бывшего президента Жаира Болсонару из президентского штаба способствовали проникновению повстанцев, которые штурмовали его президентский дворец, стремясь свергнуть правительство Бразилии.
Выступая перед группой политических журналистов во дворце Планальто в Бразилии – одном из трех зданий, разгромленных сторонниками Болсонару в прошлое воскресенье, - Лула пообещал провести “тщательную проверку” сотрудников после нападения.
«Я жду, когда осядет пыль. Я хочу увидеть все записи [службы безопасности], которые были записаны в верховном суде, конгрессе и президентском дворце Планальто, - заявил Лула в четверг утром. – Но многие люди были замешаны в этом... многие люди в военной полиции были замешаны. Здесь, внутри [дворца], было много людей из вооруженных сил, которые были замешаны”.
“Мы проводим тщательную проверку, потому что правда в том, что президентский дворец был полон болсонаристов и военных чиновников, и мы хотим попытаться исправить это, чтобы мы могли назначить профессиональных государственных служащих – предпочтительно гражданских ... чтобы это стало цивилизованным ведомством. Никому, кого подозревают в том, что он закоренелый болсонарист, не может быть позволено оставаться во дворце. Как я могу допустить, чтобы у дверей моего офиса стоял кто-то, кто может в меня выстрелить?”, – добавил Лула, ссылаясь на сообщения СМИ о военных чиновниках, поклявшихся убить его.
Легкость, с которой тысячи фанатичных сторонников бывшего крайне правого лидера Бразилии совершили мародерство в самых важных демократических институтах страны, потрясла нацию и весь мир и вызвала глубокий самоанализ среди членов правительства Лулы.
“Я очень, очень, очень зол из-за того, что произошло, - признался президент Лула журналистам. – Я убежден, что дверь во дворец Планальто была открыта, чтобы эти люди могли войти, потому что я не видел, что входная дверь была сломана. И это означает, что кто-то способствовал их проникновению сюда”.
Президент Бразилии добавил: “То, что произошло, стало сигналом тревоги, серьезной тревоги, и мы должны проявлять больше осторожности. Нам нужно понять, что мы выиграли выборы и победили Болсонару, но болсонаризм все еще существует. А фанатичный болсонаризм очень коварен, потому что он никого не уважает”.
Между тем в бразильской прессе появились новые тревожные подробности о попытке переворота. Газета «O Globo» сообщила, что сотрудники полиции, ответственные за охрану здания сената, которому был нанесен серьезный ущерб, дали показания, в которых описывалось, как на них напала орда радикалов, вооруженных самодельными бомбами, деревянными дубинками, металлическими перилами, петардами и рогатками, используемыми для метания шариков.
В другой газете "stado de São Paulo" утверждалось, что накануне восстания орган, отвечающий за президентскую безопасность, отверг необходимость в подкреплении из армейского батальона, которому поручено защищать дворец Планальто. В их отсутствие здание было разгромлено, а офису первой леди Бразилии Росангелы Лулы да Силвы был нанесен особенно серьезный ущерб.
Видеозапись, полученная "Нью-Йорк таймс", показала точный момент, в 2.42 вечера 8 января, когда превосходящий по численности отряд военной полиции был опрокинут сотнями экстремистов-болсонаристов, которые разрушили пластиковый барьер и устремились к дворцу Лулы.
Внутри они буйствовали, оскверняя знаменитые произведения искусства, разбивая окна, мебель и двери, крадя оружие и еду и даже мочась в комнате, используемой журналистами президентского пула.
В четверг Лула заявил журналистам, что, по его мнению, путчисты пощадили его кабинет только потому, что они верили, что Болсонару вновь займет его, как только их предполагаемая попытка государственного переворота будет завершена, что позволит бывшему президенту вылететь обратно из США, чтобы вернуть власть.
Лула осудил появившиеся изображения поведения участников беспорядков во время их исторического нападения. «Я не знаю, видели ли вы фотографии этого парня, испражняющегося [в одном из разграбленных зданий]”, - сказала Лула. – Такого рода люди не могут оставаться безнаказанными. Если у него есть внучка, мы должны показать их ей и сказать: ”Посмотри, какой негодяй твой дедушка".
По сообщениям, после нападения в Бразилии было арестовано более 1800 человек, 1159 из которых остаются под стражей. Около 700 задержанных, в основном женщины, дети и пожилые граждане, были освобождены. Сообщается, что те, кого перевели в одну из городских тюрем, были вакцинированы против Covid – как отмечает The Guardian, ирония судьбы, учитывая сопротивление движения Болсонару иммунизации против болезни, которую их лидер, отрицающий науку, назвал «маленьким гриппом».
Лула и его министры описали воскресное нападение как попытку государственного переворота, организованную сторонниками Болсонару, которые отказываются признать победу левых на выборах в октябре прошлого года, на которых Лула победил с перевесом в 2 миллиона голосов. Сам Жаир Болсонару отрицал свою причастность к воскресному насилию.
Но верховный суд на этой неделе распорядился арестовать бывшего министра юстиции Болсонару Андерсона Торреса, который отвечал за безопасность Бразилии во время беспорядков, и федеральная полиция провела обыск в его доме. Торрес, который, как и Болсонару, находился во Флориде во время нападения, также отрицал свою причастность и объявил, что вылетит обратно в Бразилию, чтобы сдаться властям. Болсонару также был связан с несколькими экстремистами, присутствовавшими во время беспорядков, включая Марсело Соареса Корреа, бывшего десантника, который, как сообщается, завтракал с тогдашним президентом в его официальной резиденции в июне 2021 года. Племянник бывшего президента Леонардо Родригес де Хесус, как сообщается, также присутствовал во время восстания.