Мобилизованный россиянин поделился ощущениями от первого боя

«Кто-то всегда оказывается не готов»

Журналист ИА Regnum Никита Третьяков, выполняющий задачи специальной военной операции в составе подразделения мобилизованных военнослужащих, рассказал «МК», как можно подготовить себя к первому боевому опыту.

«Кто-то всегда оказывается не готов»
Фото: Министерство обороны РФ

– Конечно же, на сто процентов подготовиться невозможно, – убежден Никита. – Когда рядом с тобой взрывается минометная мина или артиллерийский снаряд и погибает твой товарищ, никакие рассказы, никакая муштра во время подготовки и слаживания здесь не работают. Но все-таки хотелось бы, чтобы люди старались заранее себя настроить.

Самое печальное, что есть те, кто отгораживается от этой мысли даже в те моменты, когда это уже с ними происходит. В прямом смысле слова: вокруг них рвутся снаряды, а они продолжают думать и рассуждать о том, почему мы не можем вычислить артиллерию противника, или почему якобы мало отвечаем, или почему с собой такое снаряжение, а не другое...

Проще говоря, они продолжают думать о вещах, которые совершенно им не помогут в этот момент времени в этой ситуации, вместо того, чтобы анализировать, как они могут прямо сейчас спасти свою жизнь и выполнить боевую задачу. Им кажется, что это психологическая защита, но по сути такой подход мешает рационально действовать.

Безусловно, кто-то всегда оказывается не готов. Однако, мне кажется, определенная доля психологической подготовки, которую человек может провести сам с собой, вполне возможна. И это нужно делать заранее, а не тогда, когда ты уже попал под обстрел. Там будет поздно.

–​ Ты как-то себя готовил?

– Мне в этом плане было немного легче: работая военкором в зоне специальной военной операции с самого ее начала, я, конечно, много чего успел увидеть. Но первый обстрел, под который я попал в центре Донецка, меня, мягко говоря, шокировал.

По-моему, ключ к рациональному действию в стрессовой ситуации заключается в суперконцентрации именно на том, что в данный момент с тобой происходит и что ты можешь сделать. До мелочей. Есть люди, которые прямо под обстрелом начинают окапываться. И это, на мой взгляд, прекрасное решение. Не надо ждать, прилетит в тебя или не прилетит, а вот прямо сейчас попытаться хоть немного улучшить свое положение, безопасность.

Безусловно, всегда лучше быть инициативным военнослужащим, заинтересованным в собственном успехе и выживании. Будь ты солдат, сержант, офицер или кто угодно. Если мы говорим о подразделениях, целиком сформированных из мобилизованных, то во время первой боевой задачи никто не может быть уверен, что твой командир окажется более собран и компетентен, чем ты. Он точно такой же мобилизованный военнослужащий, который, может, лет двадцать назад служил «срочку» и не имеет какого-либо боевого опыта.

Никита Третьяков

Если ты сам не сориентировался, стоишь и ждешь команды, то нет никакой гарантии, что эта команда поступит или что она сможет что-то изменить для тебя. Поэтому абсолютно каждый военнослужащий должен сам поинтересоваться, с какой стороны от него противник, какая боевая задача стоит перед его подразделением, какого общее соотношение сил, как расположены вражеские позиции. То есть чем лучше каждый боец знает общую ситуацию, тем проще ему будет сориентироваться и тем меньше у него будет паники и замешательства.

–​ Что ты мог бы в целом сказать про настроение среди мобилизованных военнослужащих?

– В среднем «по больнице» все нормально. Но всегда есть небольшой процент тех, кого сложившаяся ситуация очень подавляет, и они теряют всякую дееспособность. Такие люди погружаются в полную апатию. Им кажется, что все пропало, и ничего сделать уже нельзя. Они даже перестают окапываться, сидят и ждут: «пронесет – не пронесет». Это, конечно, печально. 

Но есть и другие, которые, наоборот, «раскрываются». Сверхстрессовая ситуация подталкивает их к тому, чтобы быть активными, выполнять задания, инициативно брать на себя даже те задачи, которые изначально не были на них возложены. Они помогают своим товарищам, помогают командирам.

Например, на нашем участке со стороны ВСУ была попытка танкового прорыва, и буквально в 20-30 метрах от собственных окопов наш гранатометчик выстрелом из ручного противотанкового гранатомета (РПГ) остановил вражеский танк. Скажу честно, от него вообще никто не мог такого ожидать. С самого начала мобилизации этот военнослужащий не проявлял повышенного интереса к подготовке, как-то делал все спустя рукава. Сам по себе неприметный такой мужичок, лет за сорок, а здесь выяснилось, что он гранатометчик от бога: мало того что подбил танк, так потом еще и поразил идущий за ним бронетранспортер, прикрывающий пехоту ВСУ. Пехота, соответственно, разбежалась. Вот и получается, что в «час икс», когда все растерялись, а танк противника чуть ли уже не заехал на наш окоп, этот парень оказался самым «стальным» человеком, который не потерял самообладания и спас положение.

Читайте материал «Мобилизованный и раненый на СВО журналист рассказал о проблемах «трехсотых»

Сюжет:

Новости СВО

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру