- На самом деле, надо понимать, что когда ты находишься в зоне боевых действий, то ранить тебя могут в любой день, - делится Никита. - Предугадать это невозможно. Например, мои непосредственные должностные обязанности не позволяли мне все время находиться на одной позиции, в одном и том же окопе. Я вынужден периодически перемещаться.
Прилетам на наши позиции никто уже не удивляется, происходит это практически круглосуточно. И вот очередной прилет - разрыв где-то метрах в пятидесяти от меня, «наградил» меня осколком в руку...
Никита признается, что если бы сразу узнал, что осколок не остался в теле, а вышел сам, то отказался бы от эвакуации. Оставлять подразделение он не хотел. Но, так как на коже руки было лишь одно отверстие, то, здраво опасаясь нежелательных для здоровья последствий от присутствия инородного тела, он согласился на госпитализацию. Уже от медиков после проведенного рентгена военнослужащий узнал, что осколок отрикошетил от кости и вышел там же, где и вошел. Однако врачи настояли, чтобы молодой человек все же провел в стенах лечебного заведения некоторое время перед возвращением обратно на фронт.
- Итак, - продолжает Никита, - к примеру, боец получил ранение в ходе выполнения задачи, его подхватили боевые товарищи, отнесли в эвакуационное транспортное средство и отправили сначала в первичный пункт приема раненых, а потом - в госпиталь. И вот тут уже обнаруживаются пробелы.
Нам, например, за период подготовки, к сожалению, никто ни разу не объяснил, как можно к ранению подготовиться и что необходимо иметь на этот случай при себе. Так что я поделюсь личным опытом и сделанными выводами.
В медицинской роте я провел несколько часов, за это время на моих глазах привозили ребят с различными ранениями. Многие из них, особенно те, кто находился в тяжелом состоянии, не знали или не могли вспомнить номер своей части или даже номер полка, где они служат.
Следовательно медицинское учреждение, будь то медрота или госпиталь, сталкивается с проблемой учета поступивших раненых - куда их прикрепить. Представьте себе ситуацию: человек пролечился, его пора выписывать, необходимо куда-то отправить его документы, а никто не знает, где он служит. Поэтому первое, архиважное, на мой взгляд, что должно быть при себе у всех военнослужащих - это какая-то бумажка, желательно заламинированная, где написаны имя, фамилия, отчество бойца, дата рождения, личный номер (если не на тебе нет жетона), а также номер воинской части, полка и дивизии.
Второе — это связь. Очень многих ребят эвакуируют на территории, не затронутые специальной военной операцией. Регионы могут быть совершенно разные, зачастую это зависит и от характера ранения человека, и от специализации госпиталя. Даже если у военнослужащего есть местная SIM-карта того региона, где он нес службу, к примеру, Луганская или Донецкая, то на других территориях она просто не работает.
Следовательно, придя в себя после ранения, человек оказывается совершенно без связи, оторванным от всего. Помимо того, что нет связи, так же у него и нет номеров, по которым он мог бы связаться с частью или с родными. Просить у соседа по палате телефон позвонить смысла нет, ты же все равно не знаешь куда звонить.
Понятное дело, что, когда военнослужащие едут на боевое задание, то все мобильные телефоны сдаются на хранение. Это, бесспорно, правильно. Но, понимая, что ты неожиданно можешь стать «трехсотым», неплохо было бы запастись еще одной SIM-картой. Пусть она будет лежать где-то отдельно во внутреннем кармане или вместе с бумажкой, где указаны твои данные, а еще лучше - скотчем приклеена к ней.
На «симке» не должно быть ничего лишнего, три-четыре номера, подписанные позывными или какими-то кодовыми словами. На мой взгляд, логично было бы внести в такой список номер близкого родственника и несколько человек из части, с кем можно было бы связаться. Причем это должен быть контакт не того командира, с которым вы отправились на задание, так как вероятнее всего связаться с ним не получится, поскольку он будет на передке. Следовательно, лучше вносить номера людей, находящихся в постоянном пункте дислокации.
К сожалению, такие простые бытовые вопросы подчас перерастают в огромные проблемы. Ребят выписывают, и они находятся в полной растерянности. Люди банально не понимают, как им добраться до своей части, а порой речь идет о расстоянии в тысячу километров. Госпиталь заниматься доставкой военнослужащего после выписки в подразделение не должен, и никто этого делать не будет. Забрать человека из медицинского учреждения должна часть, а если он банально не может связаться, то проблема становится нерешаемой.
То же самое с медицинскими документами о ранении. Выдать на руки бойцу выписки медики не имеют права, госпиталь должен направить их в часть по почте. Возникает опять вопрос: «Направить куда?» Если у тебя есть связь, ты можешь позвонить и уточнить адрес.
И еще один важный, по моему мнению, аспект — это деньги. У человека должна быть с собой либо какая-то сумма денег либо банковская карта. Лечение и реабилитация могут продлиться долго. В зависимости от тяжести ранения — до нескольких месяцев. В любом случае за это время у человека возникнет необходимость что-то себе приобрести. Например, при оказании первой помощи, чтобы наложить жгут или сделать перевязку, форменное обмундирование разрезается. Так что человеку на момент выписки нечего надеть.
Конечно, пока военнослужащий находится в госпитале, ему найдут какие-нибудь «треники» и футболку. Но если пребывание в стенах лечебного учреждения затягивается, то дополнительные носки и трусы вам все же захочется приобрести.
Я так считаю, что все перечисленное быть у военнослужащего, выполняющего боевую задачу, именно при себе, а не где-то там - в рюкзаке, в блиндаже. Это, казалось бы, такие простые вещи, но, к сожалению, мало кто об этом задумывается заранее.
Теперь у меня есть такой опыт, и я хотел бы донести его всем. Именно подробно, может быть даже немного занудно, но чтобы люди понимали почему это действительно важно.