Одним из приговоренных к смертной казни наемников был бывший военнослужащих британской армии 49-летний Шон Пиннер.
После освобождения в результате обмена заключенными при посредничестве Романа Абрамовича он недолго пробыл на родине и решил вернуться на Украину - вылетел туда меньше, чем через десять недель после освобождения.
Британец пообещал 65-летней матери Деборе и взрослому сыну больше не воевать на передовой. Но счел нужным вернуться в зону боевых действий, чтобы быть со своей женой, украинской «гуманитарной работницей» Ларисой.
Журналисты The Sun встретились с Шоном и Ларисой в некоем «секретном месте». На этой встрече британец рассказал о боях в Мариуполе.
По словам Пиннера, от президента Украины Владимира Зеленского осажденным украинским боевикам поступил приказ попытаться выбраться, но это было нереально. «Нас окружили российские солдаты, – вспоминает наемник. – Надежды на спасение не было».
Попытка колонны Пиннера прорваться через осаду в ночь на 13 апреля успехом не увенчалась, боевики попали под российский огонь. Пиннер потерял свой взвод в темноте и решил в одиночку пробираться к своим. Однако в итоге он попал в плен.
Когда Пиннер вернулся домой, его мать была в ярости: «Она была так зла. Но она сказала: «Я не могу тебя убить — все говорят мне, что ты герой».
Другой британский наемник Эйден Эслин, также приговоренный в ДНР к смертной казни и отпущенный на свободу вместе с Пиннером, тоже недолго оставался на родине и вернулся на Украину через 50 дней после обмена. В своем «доукраинском» прошлом он несколько раз ездил в Сирию, где воевал на стороне курдских военизированных формирований (в Великобритании это вызвало немалый политический скандал, а Эслина по возвращению на родину даже задерживали правоохранительные органы и проводили с ним допросы).
Теперь Эйслин объявил, что возвращается на передовую на Украине в качестве «военного корреспондента» на YouTube
«Я не хочу снова попасть в плен, но чувствую, что еще есть над чем поработать, – заявил 28-летний британец. – Есть истории, которые нужно рассказывать. Я пообещал своей невесте, что не вернусь в армию». Правда, особо Эслин репортажами пока не прославился, хотя и периодически постит малоинтересные твиты.
Первым делом по возвращении на Украину британец решил проверить состояние своего дома недалеко от линии фронта в Херсоне. Его украинская сожительница Диана Оковита, приехавшая в Ньюарк как беженка, остается в Великобритании – скорее всего, до конца конфликта.
Пока же Эйден Эслин в соцсети критикует политику Илона Маска, возглавившего «Твиттер», за его «нелюбовь к Украине». Или комментирует твит Трампа-младшего о преследованиях Киевом Украинской православной церкви, обвиняя сына американского экс-президента в «отсутствии знаний по теме». Помимо этого он репостит фотографии иностранных боевиков, воюющих на стороне ВСУ и публикует восхваления в адрес Украины.
Третий иностранец, приговоренный в ДНР к смерти, юный марокканец Брахим Саадун, вернулся на родину после обмена группы. Интересно, что его сестра рассказывала, что в Марокко многие пользователи соцсетей не только не выступали в защиту бывшего студента Киевского политеха, пошедшего воевать против России, но даже приветствовали вынесенный ему смертный приговор.
Отец Саадуна, Тахар, поблагодарил власти Саудовской Аравии, «которые способствовали освобождению Брахима».
После медосмотра в Эр-Рияде Брахим Саадун прибыл в Касабланку и воссоединился с семьей. Саадун сказал, что он «пострадал от заключения, но выздоровеет и вернется к учебе». Имел ли он в виду Киевский политех или иное учебное заведение за пределами Украины, не уточняется.