Законопроект за необоснованное расхождение доходов и расходов чиновников был рассмотрен в казахстанском Мажилисе еще в феврале 2022 года. Сейчас он подписан президентом Токаевым. Согласно закону, с 2027 года госслужащим будут грозить фискальные и карьерные санкции, если доходы за год превысят 1000 МРП. Месячный расчётный показатель (МРП) – принятый в Казахстане показатель, используемый для исчисления пособий и прочих социальных выплат, а также для применения штрафов, налогов и других платежей. С января 2023 года МРП в Казахстане равен 3 450 тенге.
По задумке, чиновник может отделаться штрафом в 90% от суммы расхождения, если его годовой доход превысит 1000 МРП. Если же расхождение будет слишком большим, то чиновник будет уволен с запретом до трех лет занимать госдолжности.
Закон принят в дополнение к действующим нормам о взыскании 10-процентного индивидуального подоходного налога за расхождения в декларациях. С 1 января 2021 года казахстанские чиновники и их супруги обязаны сдавать декларации о своих доходах и имуществе. Эта норма является частью поэтапного введения всеобщего декларирования, которого пока в Казахстане нет.
С одной стороны, антикоррупционные меры казахстанского государства нельзя не отметить с позитивной стороны, однако остается множество лазеек и способов обхода любых законодательных норм, связанных с имуществом. Порочной практикой во многих странах мира стало, например, переписывание имущества чиновников на ближайших родственников и подставных лиц. Действенность данного закона вызывает сомнения и по другим основаниям.
Президент общественного фонда «Eurasian expert Council» Чингиз Лепсибаев рассказал «МК», что этот закон вызывает большой скепсис. «Во-первых, там по закону сумма не очень большая, честно говоря. Речь идет не о таких больших деньгах. Разница для санкций между доходами и расходами по закону должна составлять около 7,5 тысяч долларов. Такую сумму можно накопить за год-два, а то и быстрее, смотря какая у чиновника зарплата. Зарплаты тоже у чиновников разные. То есть сама сумма сомнительная. Во-вторых, человека нельзя же ограничить, если он честно заработал свои деньги и накопил. Возникает ряд вопросов».
Как важный момент, определяющий действенность закона, эксперт отметил отсутствие в Казахстане всеобщего декларирования доходов. «Все эти нормы придумывает комитет государственных доходов, а по-моему личному убеждению, эта контора в Казахстане крайне некомпетентная. Весь принцип борьбы с коррупцией здесь построен на фундаментальной базе – коррупционеры должны сами приходить и сдаваться. И все уклонисты от налогов тоже. Эта норма, таким образом, действовать не будет. Её просто в угоду имиджа главы государства придумывают. У нас тут тоже на днях был принят закон об индивидуальном банкротстве, который точно такой же не рабочий. Думаю, мы не увидим никакого эффекта от этой популистской меры, которая, на самом деле, подставляет действующего президента».