Какие наши объекты больше всего интересовали спутники-шпионы? Судя по появившимся в Сети многочисленным космическим снимкам, это, например, военный аэродром в Энгельсе. Тот самый, который уже дважды подвергся атакам украинских беспилотников.
Наряду с этой авиабазой, спутники наблюдения отслеживали и другие военные аэродромы в Ростовской, Воронежской, Запорожской, Рязанской областях, а также в Крыму. Велась также разведка военных и гражданских аэродромов в Осетии и Астраханской области.
Практически в непрерывном режиме спутники отслеживают ядерные объекты 12-го Главного управления Минобороны в Белгородской и Брянской областях. Под наблюдением из космоса также ближайшие к украинской границе атомные электростанции в Курчатове и селе Макаровка Курской области.
В фокусе внимания космической разведки авиабазы и стоянки кораблей Черноморского флота, транспортные узлы и оборонные предприятия.
О том, как работает эта разведка, можно судить по предупреждениям о каждом выходе в море российских кораблей-носителей ракет «Калибр». Такие предупреждения регулярно транслируют украинские СМИ и соцсети на основе сообщений, получаемых от НАТО.
Космическая разведка стран НАТО, а также такие частные компании, как Maxar, снабжают нужной информацией ВСУ. Это, например, вылеты наших стратегических бомбардировщиков-носителей крылатых ракет, движение железнодорожных и автомобильных колонн. С помощью данных космической разведки ВСУ намечают направления наступления, а также цели для ударов, в том числе на большом удалении от линии фронта.
Имеются ли у ВСУ средства для таких ударов? Судя по украинским атакам на военные аэродромы в Энгельсе или Рязани, такие возможности у Украины есть. Причем они еще и увеличиваются.
Вот, например, СМИ сообщают, что Украина получила до двух тысяч барражирующих боеприпасов, аналогичных нашим «Герань-2». Можно представить, сколько вреда они могут принести, если хотя бы 10% из этого числа прорвут нашу ПВО и ударят, например, по нашим энергообъектам. Особенно, если такую операцию ВСУ провернут под Новый год или в январские каникулы.
Ясно, что российская ПВО подобную угрозу должна «держать в уме».
Эксперты «Рыбаря» предлагают такие меры предосторожности: соблюдение элементарных требований безопасности и скрытности; возведение импровизированных защитных сооружений. На Украине, например, давно занялись обвалованием своих трансформаторных станций.
Из «долгоиграющих» мер - массовое внедрение в войска автоматизированной системы управления и оповещения о воздушной обстановке.
Относительно небольшой, тихоходный и маловысотный беспилотник – специфическая воздушная цель для наших зенитных систем дальнего действия, вроде С-400. Использовать такие системы против дронов – это все равно, что стрелять из пушки по воробьям, дорого и неэффективно. С-400 рассчитаны на противодействие самолетам и баллистическим ракетам, а не легким дронам.
Высокую эффективность в борьбе с беспилотниками показали зенитные ракетно-пушечные комплексы «Панцирь-С1» и зенитные ракетные комплексы «Тор». Каждый такой комплекс прикрывает пространство в радиусе нескольких десятков километров. Чтобы создать с их помощью сплошную зону гарантированного уничтожения дронов на нашей огромной территории, нужны сотни, если не тысячи таких комплексов.
Содержать такой парк ЗРК – дело неподъемное для любой страны. Следовательно, на первый план выходят вопросы умелого распределения имеющихся ЗРК, организации их взаимодействия, обмена данными о воздушной обстановке, эшелонирования ПВО.
Еще одним шагом может стать использование мобильных зенитных артиллерийских установок. Кстати, сообщают соцсети, такие внедорожники с турелями для пулеметов замечены и в ряде российских регионов. Вполне возможно, делает вывод «Рыбарь», что такие автомобили действительно будут использовать мобильные отряды ПВО для поражения низкоскоростных воздушных целей. «Зенитка на колесах» позволит оперативно передвигаться в район предполагаемого пролета беспилотника-камикадзе.
С другой стороны, у России есть и более кардинальные меры, которые способны заставить Киев отказаться от любых ударов по российской территории. По сути, российская бомбардировочная авиация еще не вступала в дело. В том же Киеве гражданские объекты пока страдают больше от своих зенитных ракет, чем от российских ударов. Но ведь табу может быть снято, и вряд ли тогда результат устроит киевские власти.
Вот, к примеру, глава Чечни Рамзан Кадыров прямо говорит: надо перестать играться, на любой акт террора со стороны Украины должна идти акция возмездия с неприемлемыми для противника потерями.