С 2007 года в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП) есть статья 20.29, которая карает за «массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов», и за изготовление и хранение подобных материалов для массового распространения. Штраф от 1 до 3 тысяч для граждан (с малоприятной альтернативой в виде ареста на срок до 15 суток), от 2 до 5 тысяч для должностных лиц и от 100 тысяч до 1 млн рублей для лиц юридических (с малоприятной альтернативой приостановления деятельности на срок до 90 суток).
Список книг, статей, блогов, сайтов, песен и фильмов, признанных решением суда экстремистскими, можно найти на сайте Минюста. В нем сейчас 5329 строчек, последняя датирована декабрем 2022 года: Сыктывкарский городской суд признал экстремистским и запрещенным к распространению в России видеоролик с названием «Страшная тайна Ходоса», продолжительностью 2 минуты 30 секунд. По статистике Судебного департамента Верховного суда РФ, в 2021 году в России по этой статье было наказано 1526 человек.
Внесенные в Госдуму группой депутатов-единороссов из Комитета по безопасности и противодействию коррупции и принятые на последней неделе осенней думской сессии в первом чтении законопроекты позволяют существенно увеличить число привлеченных по этой статье к ответственности граждан.
По статье КоАП 20.29 предлагается наказывать ещё и за массовое распространение не включенных в список Минюста по решению суда «иных материалов, отнесенных к экстремистским» на основании законов. А в законе «О противодействии экстремизму» - признать экстремистскими «картографические и иные изображения и продукцию, оспаривающие территориальную целостность Российской Федерации». Футболки, плакаты, стикеры, настенные карты, книги… что угодно.
Один из авторов законопроектов, замглавы Комитета по безопасности и противодействию коррупции Эрнест Валеев («ЕР»), с трибуны Госдумы заявил: «участились случаи распространения на территории нашей страны печатно-буклетной, картографической продукции, в которые те или иные части РФ отнесены к другим государствам, например, Крым, Южные Курилы и другие территории. Такого рода материалы являются как правило скрытой формой пропаганды, которая проводится из-за рубежа и направлена на формирование у российской и мировой общественности искажённых представлений о государственной границе РФ».
Есть два варианта экстремистских материалов, объяснял докладчик логику авторов. Те, которые признаны судом экстремистскими и включены в тот самый реестр, а есть те, что признаны экстремистскими «уже в силу закона», и дополнительного подтверждения их зловредности судом не требуется - можно сразу наказывать. Сейчас ещё не поправленная статья 20.29 - только про массовое распространение тех материалов, что в реестр по решению суда включены. Предлагается же её скорректировать, чтобы она касалась ещё и случаев массового распространения материалов самого разного вида, которые объявлены экстремистскими не судом, а законом. За неправильные карты в том числе.
Правительство законопроекты вообще и корректировку статьи 20.29 КоАП поддерживает, заметил г-н Валеев - правда, по его словам, другой думский Комитет, по госстроительству и законодательству, «предлагает несколько иной механизм реализации наших предложений, но они, наверное, требуют дополнительных обсуждений».
Замглавы Комитета по госстроительству и законодательству Ирина Белых («ЕР») объяснила изложенную в заключении этого комитета позицию. В законе «О противодействии экстремистской деятельности» перечислены лишь самые общие критерии, из которых стоит исходить при признании того или иного материала экстремистским, а в реестр Минюста они вносятся сейчас «по результатам изучения и оценки судом» соответствующего материала. Если всё принять в том виде, как написано в обсуждаемых инициативах, то «возникает неясность», какие именно конкретные материалы экстремистские и их распространение наказуемо, а какие - нет. «Норма должна быть четкой, ясной и работать однозначно»,- сказала г-жа Белых. Концепцию законопроектов, впрочем, и этот думский комитет поддержал.
Михаил Матвеев (КПРФ) спросил, будет ли всё это касаться карт, которые были выпущены до того, как границы России изменились.
Этот вопрос интересовал многих. Стоит заметить, что внесены законопроекты были ещё в сентябре, то есть до того, как границы РФ изменились во второй раз за последние восемь лет, а как выглядит сейчас реально контролируемая ей территория - сказать трудно, потому что идут боевые действия и линия фронта всё время движется. Если попробовать в Интернете купить карту России с учетом внесенных в начале октября в Конституцию изменений, причем нужного вам размера и качества - это не будет легкой задачей. До сих пор продаются карты, изданные после присоединения Крыма, но до нынешней осени. А с новыми территориями чаще всего карты предлагают напечатать на заказ…
Г-н Валеев ответил, что «экстремистскими будут считаться только те картографические материалы, которые оспаривают целостность территории РФ, поэтому все карты, которые были изданы до принятия закона, которые отражают те или иные исторические периоды, когда территории принадлежали другим государствам, под понятие административное правонарушение подпадать не будут».
Эту оговорку, видимо, придется прописать в законе ко второму чтению. В заключении думского Комитета по безопасности признается: используемые в нем формулировки «требуют дополнительного обсуждения», «поскольку под действие указанных норм может попасть множество картографических изображений, учебных пособий и иных материалов, ранее выпущенных и находящихся в обороте на территории РФ, которыми не учтены территории ДНР, ЛНР, а также Херсонской и Запорожской областей».
«Вчера случайно на одном телеканале прогноз погоды увидел, а там территория РФ с Крымом, но без новых территорий, это Донецк, Луганск, Херсон и Запорожье. Мне почему-то кажется, это не на одном канале, а может быть, и не случайность. Будет ли считаться экстремизмом, что на одном из федеральных каналов карта РФ при прогнозе погоды не учитывает новые территории?» - продолжил тему Владимир Исаков (КПРФ). «Так как сейчас искаженные карты не относятся к экстремистским материалам, ответственность у телеканалов наступать не будет»,- пояснил г-н Валеев. И добавил: вот когда законы примут, и они вступят в силу, распространение неправильных карт будет наказуемо. «Закон обратной силы не имеет», - заверил депутат.
Действительно, в административном праве говорится, что нельзя наказывать за действия, которые на момент их совершения нарушениями с точки зрения не являлись. Но известно множество случаев, когда применительно к материалам, размещенным в Интернете, это правило по факту не действует. Правоохранители и суды признают блог, написанный десять лет назад, задолго до того, как его содержание было признано нарушающим какой-то закон, и не удаленный до сих пор, «длящимся» правонарушением, руководствуясь такой примерно логикой: «это может быть при желании кем-то найдено, просмотрено и прочитано сейчас, потому что находится в открытом доступе».
Алексей Куринный (КПРФ) попросил уточнить, что такое «массовое распространение - два адреса, три, четыре?» Из слов г-на Валеева следовало, что массовое или публичное распространение - это если речь не идет о «единичном случае». То есть два адреса - уже массовое распространение.
Выступая от имени фракции «ЕР», которая законопроекты поддержала, ещё один из авторов, замглавы Комитета по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный заявил: «сегодня уже очевидно, что карты - это не забавная география, это реальные планы западных элит, которые буквально стремятся сбросить Россию в 16 век», сократив её территорию, «превратить её в плацдарм непрекращающейся гражданской войны». Фракция КПРФ, в свою очередь, голосовать «за» не стала. Первый замглавы Комитета по госстроительству и законодательству Юрий Синельщиков так объяснил позицию коммунистов: «у нас на практике была попытка привлечь к административной ответственности политика, который давал интервью на фоне устаревшей карты. Передача касалась защиты природы, а не передела территории… Законопроект может утвердить такую совершенно неправильную практику. Не надо делать трагедию из факта существования устаревшей карты, надо исходить из целей её демонстрации».
Депутаты из других фракций в обсуждении не участвовали.
Доработкой законопроектов ко второму чтению Госдума займутся уже в январе, после новогодних праздников.