Уже на расширенном заседании военной коллегии 21 декабря Путин обозначил перед военными и оборонно-промышленным комплексом те проблемы, которые обнажила спецоперация и над которыми, как он выразился, мы «должны особо поработать».
В числе актуальных Путин особо выдели задачу совершенствования беспилотных летательных аппаратов, включая стратегические и разведывательно-ударные, а также способов их применения.
Во время посещения тульского Конструкторского бюро приборостроения (КБП) имени академика А.Г.Шипунова президенту как раз и показали новейший боеприпас, предназначенный для тяжелых разведывательно-ударных беспилотников «Орион» («Иноходец) и «Форпост-РУ». Это высокоточная авиационная ракета Х-БПЛА. Она может уничтожить танк или вертолет на дальности до десяти километров.
Масса дрона «Орион» - порядка тонны. Он может нести до 200 кг бомб и ракет.
Образцы есть, дело за ускоренным производством и поставкой в войска. На заседании военной коллегии Путин по поводу беспилотников сказал, что «такой арсенал средств должен быть в боевых отделениях, взводах, ротах, батальонах». То есть поставки такого оружия должны исчисляться десятками тысяч.
Вместе с новой ракетой президенту показали еще несколько «отличников» СВО – противотанковую ракету «Корнет», управляемые артиллерийские боеприпасы «Краснополь».
Чем еще известен тульский оборонный кластер? Например, в Туле разработаны все российские реактивные системы залпового огня (РСЗО), начиная от «Градов» и «Смерчей», и заканчивая современными системами «Торнадо-Г» и «Торнадо-С».
Дальнобойная РСЗО «Торнадо-С» активно используется в спецоперации. Управление огнем автоматизировано. Корректируемые боеприпасы 9М542 превратили реактивную установку в высокоточное оружие. Крупный калибр (300 мм) позволяет накрыть одним залпом из 12 снарядов площадь, равную 12 футбольным полям. Новые модификации «Торнадо-С» сопоставимы по точности с американскими РСЗО HIMARS.
Тульское КБП – разработчик зенитного ракетно-пушечного комплекса «Панцирь-С1», доказавшего в Сирии и в СВО свою эффективность в противоборстве с беспилотниками противника. Работа комплекса максимально автоматизирована, обнаружение цели и прицеливание происходит без участия человека, и это то, что надо в современном бою: обнаружил и мгновенно поразил.
Еще один эффективный уничтожитель дронов – зенитный комплекс «Тор». Он разработан и производится в Ижевске. Именно туда совершил первую после знаковой коллегии министр обороны Сергей Шойгу.
Одна из последних версий «Тора», благодаря новому программному обеспечению, позволяет сбивать любые низколетящие цели. «Тор-М2У» способен одновременно сопровождать свыше 40 целей и обстреливать до четырех из них.
Ясно, что таких комплексов надо как можно больше, учитывая тот ущерб, который наносят налеты украинских беспилотников в Белгородской, Брянской областях.
В Ижевске производится и беспилотник «Ланцет». Этот барражирующий боеприпас или дрон-камикадзе массой 12 кг стал настоящей грозой для ВСУ. С его помощью наши войска уничтожают технику противника на передовой.
Военные считают, что разработчику надо подумать о создании более крупного варианта «Ланцета» с более мощным зарядом. Вполне вероятно, именно об этом шла речь на совещании с оборонщиками, которое провел в Ижевске Сергей Шойгу. Ну, и, конечно, о том, чтобы максимально нарастить производство «Ланцетов», в которых нуждаются войска.