- В уходящем году после начала СВО для РФ наступил момент истины в том плане, что четко стало понятно, кто враг, а кто друг. Проблема в том, что друзей оказалось критически мало, и многие страны, которые считались нашими союзниками, повели себя, мягко говоря, неоднозначно. На ваш взгляд, СВО усиливает дезинтеграцию постсоветского пространства, процесс «разбегания» от Москвы бывших советских республик ускоряется?
- Распад СССР продолжается и приобретает болезненные черты. У кого-то были иллюзии, что вот получим «жвачку», джинсы, и все будет тихо. Будем ездить друг к другу в гости, только административные границы станут государственными. Не получилось. Но настолько был крепок СССР, что экономику общесоюзную так и не смогли развалить. Вы знаете, что происходит на Украине. Но газ мы через нее продолжаем поставлять. Ни им, ни нам деваться некуда. Потому что газопроводы и нефтепроводы строились в единой стране. Удобрения мы из Тольятти все это время поставляли через Одессу, как было и в советское время. На мой взгляд, разбегаться хочет так называемая «элита» всех этих государств. Им-то, конечно, не нужно единое государство. В СССР человек был руководителем региона, а теперь он – глава независимого государства. При этом РФ, как говорят, сейчас достигла уровня экономического развития 1990 года. А остальные и этого не достигли.
- В начале текущего года РФ во время беспорядков в Казахстане направила туда войска и фактически спасла Токаева и его режим. Казахстан все постсоветские годы считался нашим союзником. Однако некоторые его нынешние шаги вряд ли можно назвать дружескими. Почему именно сейчас, в тяжелый для РФ момент, руководство этой страны неожиданно проявило себя как ненадежный партнер?
- Для меня здесь нет ничего неожиданного. Как писали классики марксизма, бытие определяет сознание. Если у правящего казахского режима все активы в Лондоне, если они продают энергоносители в США и Великобританию, то почему они с нами должны дружить? С нами у них один интерес – новороссийский порт, через который казахская нефть прокачивается на Запад. Потому что Казахстан не имеет своего выхода к морю. Имел бы – хамства в отношении РФ было бы в разы больше. Они до поры до времени вели себя тихо потому, что Китай они боятся в 50 раз больше, чем РФ. Они понимают, что Россия не навязывает никому свой язык, культуру. А в Китае – все китайцы, независимо от того, кем вы там себя считаете.
- Вы считаете, что Казахстан следует верным курсом по пути Украины – в плане роста русофобии, написания альтернативной истории и т.д.?
- Это касается всех постсоветских режимов, даже частично Белоруссии. Им же надо как-то объяснить самим себе и людям, почему они отделились. Потому что этого до сих пор никто понять не может. Зачем той же Белоруссии было отделяться, если там большинство населения говорит на русском языке? Как и на Украине. В Казахстане вся интеллигенция как говорила, так и говорит на русском. Поэтому им надо написать альтернативную историю, где говорится, что все плохое – от русских, что казахи русских кормили-поили, а они их все время мучили. Отсюда все эти «голодоморы», которые и в Казахстане пропагандируются. Украина показала, к чему это может привести. Сначала мозги компостируют, создают образ врага в головах. Потом в руках, вместе с автоматом. У меня дома на рабочем столе лежат три школьных учебника истории Казахстана. Там сказано, что при царской власти Казахстан был сырьевым придатком России, при СССР Сталин истреблял казахскую интеллигенцию, освоили целину, чем нарушили традиционный уклад жизни казахского народа. А ведь сегодня Казахстан живет за счет целины, экспортируя хлеб, хотя до советской власти его там никогда досыта не ели. Также они живут за счет продажи энергоносителей, которые открыли советские геологи.
- Вы видите похожие тенденции даже в Белоруссии?
- Репертуар книжных магазинов там сильно меняется. После 2020 года Лукашенко немного сдал назад. А до этого? Там в книгах пишут, что белорусы – это наследники Великого княжества Литовского, что к России они никакого отношения не имеют. Что война 1812 года для белорусов не Отечественная - это русские с французами воевали на территории Белоруссии. Украина с этого и начинала. С того, что никакой Великой Отечественной войны нет, есть советско-германская война на территории Украины, которая страдала и от тех, и от других. В Белоруссии тоже полно такой литературы.
- Правильно ли сделала РФ, что ввела войска в Казахстан в начале этого года и фактически спасла режим Токаева?
- Я и тогда говорил, что это неправильно. Одно дело, если бы на Казахстан кто-то напал извне. Тогда мы, как союзники Казахстана, должны были бы ему помочь. Много было разговоров про какие-то 20 тысяч террористов, которые прибыли из-за рубежа. 20 тысяч террористов – это не шутки. Значит, какая-то страна их взрастила, вооружила, отправила? Так почему эту страну до сих пор не назвали? А многие считают, что там было просто народное возмущение политикой правящей клики. Зачем нам в этой ситуации надо было становиться на сторону тех, кто имеет активы в т.н. «недружественных» нам странах? У них у всех дома в Лондоне. И живут они все там. И знаете, что интересно? Этот режим, который мы спасли, сразу после этого развернул активную антироссийскую кампанию. Министром информации назначили человека, который утверждал, что для русских 9 мая – это лишний повод напиться. А сейчас они себя показали, когда на форуме в Петербурге Токаев сказал, что никакой ДНР-ЛНР они не собираются признавать. То есть Казахстан не признает нынешних границ России.
- Дрейф в сторону от Москвы демонстрирует сегодня даже Армения…
- Здесь мы виноваты, больше никто. Армения была единственной страной на постсоветском пространстве, которая ответила полным и категорическим отказом на приглашение в НАТО. Армяне четко сказали: мы видим основу своей безопасности в сотрудничестве с РФ. Армения допустила на свою территорию российскую военную базу, границу со страной НАТО – Турцией – охраняют погранвойска ФСБ РФ. Там постоянно проводились учения в рамках ОДКБ. У нас есть с Арменией совместная система ПВО. То есть военная интеграция очень сильная. И тут вдруг в 2020 году, когда по сути Турция совместно с Азербайджаном совершают нападение на Армению, мы ей не помогаем. Мы говорим, что это касается Карабаха, а он - не территория Армении. Заметьте разницу с Казахстаном. Население Армении было шокировано тем, что им не помогла страна, имеющая с их страной союзный договор о взаимной помощи. В результате туда сразу приезжает Нэнси Пелоси, и американцы, а также Макрон берут в свои руки процесс урегулирования. И последний саммит ОДКБ закончился тем, что там даже документ по Армении не был подписан. Потому что Ереван он не устроил. Если страна понимает, что ее ставка на РФ в области безопасности оказалась битой, то она ищет чего-то другого. А что им еще делать?
- Есть версия, что Москва негативно относится к Пашиняну, потому что он изначально был ставленником Запада и вся его команда – грантоеды и выкормыши Сороса. Якобы его целью с самого начала было отдалить Армению от РФ. Поэтому РФ ему и не помогает.
- Пашинян выиграл выборы в 2018 году. С тех пор прошло 4 года. Какие антироссийские шаги он предпринимал? Вот Казахстан говорит: мы будем соблюдать антироссийские санкции. Армения что-то подобное говорит? Вы говорите: грантоеды. Фамилии можете назвать? Министром обороны Пашинян назначил (в ноябре 2020 года) советского офицера Вагаршака Арутюняна (нынешний посол Армении в РФ). До этого его сняли за пророссийские симпатии. Это что, грантоед? Там сложно найти более пророссийского человека. Самое главное: какие были предприняты Пашиняном антироссийские шаги? Хоть одно заявление против РФ было? Нет. То, что в Казахстане у правящей верхушки все активы в Англии, там и не скрывают. Но про них у нас почему-то не говорят, что они агенты Британии и грантоеды.
- Вот Грузия сегодня занимает довольно сдержанную позицию, хотя предпринимаются попытки втянуть ее в открытое противостояние с РФ и открыть там второй фронт. Это заслуга нынешнего руководства страны?
- Там нет ничего взвешенного. Просто Грузия в 2008 году получила в глаз, и достаточно сильно. Запад предал их тогда. Ведь западные политики говорили: «Ребята, начинайте, берите Осетию, Абхазию, а мы подтянемся». Они и начали. В результате Запад их просто кинул, так же, как он кинет и Украину, у меня в этом даже нет сомнений. И после этого у грузин встал такой вопрос: вот они Западу поверили – и потеряли часть территорий. Больше не хотят. Кстати, в 2008 году, во время конфликта с Грузией из-за Осетии, когда еще не было никакого Крыма, самую мощную военную помощь Тбилиси оказывала Украина. ЗРК «Бук» Украина поставляла Грузии уже тогда, причем, как говорят, даже с боевыми расчетами. Они сбивали наши самолеты. Это сейчас они могут говорить, что они за Крым мстят, за Донбасс, а в 2008 году они за что мстили? Но Грузия нарвалась разок, поняла, что Запад ее продал, и не хочет это повторять. В этом причина ее сдержанности.
- У нас надеются, что Турция может оказать нам помощь в обходе санкций…
- Может быть, посмотрим не на слова, а на дела? Вы знаете, сколько сейчас танкеров с нефтью скопилось перед черноморскими проливами? Из-за того, что Турция, исполняя решения американцев, требует новые страховые документы, учитывающие потолок цен на нефть. Какая тут дружба, в чем она состоит?
- А как ж планы превращения Турции в газовый хаб?
- Если мы будем через Турцию покачивать газ, платя им за транзит огромные деньги, то какой же дурак от этого откажется? Можно подумать, что Турция нам делает какое-то большое одолжение, соглашаясь стать «газовым хабом». Потолок цен касается только танкерной нефти, но не газа. Так что Турция никаких санкций и не нарушает.
- Но у нас нет другого выхода, кроме как переориентироваться на такие страны, как Турция. Что нам делать в сложившихся обстоятельствах?
- В сложившихся обстоятельствах надо было еще позавчера развивать собственную страну. У меня супруга – депутат Государственной Думы от наименее зажиточных регионов Южной Сибири (это Алтайский край, Республика Алтай, Республика Тыва). Уровень газификации Алтайского края – 20%. Мы ездим по районным центрам, там уголек лопатой кидают, как при царе-батюшке. Там если вы уголь себе не купите, вы зиму не переживете. В Республике Алтай газификация – 7%. А в Тыве вообще ничего не газифицировано, там только уголь. Почему мы этим не занимаемся? Почему у нас какое-то судорожное стремление продать газ обязательно за границу? Почему в своей стране не продавать? У нас в Подмосковье есть негазифицированные деревни.
- А деньги в бюджете откуда возьмутся, если газ не подавать?
- Это как спор о том, что было раньше – курица или яйцо. Если завести курицу, то ее надо кормить. Но она будет нести яйца. Если курицы нет, то придется яйца за границей покупать. Почему не развивается активно промышленность? Потому что нет газа. И мы вынуждены то, что производилось бы у нас при наличии нормального газоснабжения, покупать за границей. Это замкнутый круг, но его надо когда-то разорвать.
- Возможен ли аншлюс Молдавии Румынией? Вот еще один потенциальный второй фронт, учитывая Приднестровье.
- Аншлюс уже давно состоялся. Потому что процентов 90 граждан Молдавии имеют румынские паспорта, включая нынешнего президента страны Майю Санду. Были ли в Молдавии серьезные пророссийские силы? Были. Там Партия коммунистов даже правящей была. Но мы опять повернулись к ней, как та избушка на курьих ножках, не передом, а другой частью своего тела. Потом появились социалисты, тоже левая партия. Ее глава Додон сумел даже стать президентом. Мы ее сильно поддержали? Теперь мы скатились до того, что поддерживаем партию какого-то Шора, беглого бизнесмена. Хотя в Молдавии не только Приднестровье, но и вся Гагаузия за нас. А мы разве признали Приднестровье? Нет, мы его считаем частью Молдавии. Но там стоят наши войска. Кишинев говорит: «Если это наша территория, то и валите отсюда». Приднестровье не хочет, чтобы мы валили. Но мы его не признаем. Такая политика «давайте усидим разом на всех стульях» привела на Украине к тому, что мы сейчас видим. В результате прозападные силы лишились противовеса в лице левых, пророссийских сил. В РФ власть антисоветская, которая не хочет поддерживать левых. Но пророссийских правых нет. Вот сейчас в Европарламенте голосовалась резолюция о признании нас спонсорами терроризма. Кто голосовал против? Все левые. Бундестаг принял резолюцию о том, что мы виноваты в голодоморе. Кто ее не поддержал? Левая партия Германии, наследники коммунистов ГДР. А у нас друзья были – Марин Ле Пен, Берлускони, Орбан, который заявил, что венгерские солдаты, сражавшиеся вместе с Гитлером под Воронежем, герои. Разве Ле Пен выступила против санкций? Нет. Крайне правые в Италии, которые пришли там к власти, вообще поклонники Муссолини. Не дай бог, в Германии еще поклонники Гитлера к власти придут. Эти итальянские правые тоже поддерживают санкции. Орбан их поддерживает.
- В Молдавии Москва все же поддерживала Додона и готова была бороться, но проиграла США в лице американского посла, который там активно вмешивается во все процессы. Чего нам не хватило – профессионализма, компетентности, мозгов элементарно?
- Любой посол – это чиновник, который выполняет указания своего правительства в стране пребывания. Если правительство ничего не делает в этой стране, там хоть Златоуст может быть послом. Посол должен говорить: будете с нами дружить – вот у меня есть директива правительства, мы вам цену на газ снизим. Не будете дружить – повысим. Или: будете дружить – молдавские яблоки пойдут широким потоком на российские рынки. Не будете – ни одно не пропустим.
- Американский посол в Молдавии выступал по телевидению, пригашал к себе всех политиков, беседовал, оказывал давление, выстраивал стратегию победы Санду, а российский ничего не делал.
- Не делал, потому что не имел таких полномочий. Посол делает то, что ему прикажут. Вот сидит наш представитель в ООН. Он перед каждым голосованием получает из Москвы директиву, как голосовать по тому или иному вопросу. Это книжный взгляд на мир: «Вот сейчас пошлем туда умного человека, и он сам все сделает». Если страна, его пославшая, ничего не будет делать, то ничего не получится.
- Сейчас в политике РФ происходит явный разворот на восток. Будет ли он успешным и поможет ли в преодолении последствий западных санкций?
- Сейчас прошло сообщение, что Китай запретил экспорт в РФ ряда микропроцессоров, которые могут быть использованы в оборонной сфере. Вот вам еще один друг. Китай присоединился формально к потолку цен на нефть? Нет. Но только он по этой же цене у нас ее и берет. Со скидкой. Но слово «потолок» в договорах не прописано. Они нам руки выкручивают: «Ребята, вам все равно некуда нефть продавать. Мы ее у вас, так и быть, возьмем. Но только не по 80 долларов за баррель, а по 65». Это что, союзник? Вот Иран – это совсем другое. Он мог бы просто плюнуть нам в физиономию, знаете, почему? Мы не так давно поддержали американцев в их санкциях против него. Иран при этом ни СССР, ни РФ ничего плохого вообще не сделал. Когда у нас был конфликт на Северном Кавказе, Турция поддерживала боевиков, они там лечились, отдыхали, как и в Грузии. А Иран нас поддерживал. Почему Иран так себя ведет? Потому что он с 1979 года под санкциями, даже более жесткими, чем мы. С тех пор Иран научился делать беспилотники, автомашины, тракторов они делают больше, чем мы, и даже запустили искусственный спутник земли. Теперь это индустриальная страна, которая в принципе уже и самолеты может делать. Они хотели делать с нами самолет, но мы от этого отказались по просьбе США. Они эти санкции использовали на все сто процентов. Нам тоже надо начинать что-то свое делать. Неужели сейчас это еще кому-то неясно?