Индийские и китайские солдаты получили «легкие ранения» после того, как 9 декабря они участвовали в столкновении вдоль линии фактического контроля (LAC) в секторе Таванг штата Аруначал-Прадеш, сообщила в понедельник индийская газета The Hindu. Согласно многочисленным источникам, около 20 индийских солдат и гораздо большее число китайских военных получили ранения.
Отметим, что LAC делится на западный (Ладакх), средний (Химачал-Прадеш, Уттаракханд, Сикким), и восточный (Аруначал-Прадеш) сектора.
Сообщается, что после инцидента командиры обеих сторон провели встречу, чтобы обсудить вопрос в соответствии со структурированными механизмами восстановления мира и спокойствия.
Для понимания сути конфликта нужны некоторые пояснения. Упомянутый штат Аруначал-Прадеш расположен на северо-востоке Индии и граничит с Тибетским автономным районом, который принадлежит КНР (хотя Индия это оспаривает).
Нынешний инцидент произошел в секторе Таванг индийского штата Аруначал-Прадеш, на который претендует Пекин. Протяженность существующей между двумя государствами недемаркированной границы составляет 3800 километров. В 1959 году Индия заявила об отторжении китайской стороной части штата Аруначал-Прадеш. Вспыхнула китайско-индийская пограничная война 1962 года. Тогда под контроль Китая перешли принадлежавшие ранее Индии 38 тысяч квадратных километров в районах Ладакх и Аксайчин. Зона оставалась долгое время мирной. Но только до определенного времени.
В июне 2020 года индийские и китайские войска вступили в рукопашный бой в долине реки Галван в Ладакхе, примыкающей к контролируемому Китаем Тибетскому нагорью. Столкновение привело к гибели 20 индийских солдат, число жертв китайской стороны не разглашалось. Оба государства обоюдно перебросили в Ладакх тяжелую артиллерию, танки и авиацию. Численность военных группировок составляла примерно 50 тысяч человек.
Событиям того времени помогла дипломатия. Летом 2022 года Нью-Дели призвала Пекин снизить военную активность в горной области. Газета Times of India приводила слова военных собеседников, которые утверждали, что «на переговорах обсуждалась ситуация в секторе Чанг Ченмо и на плато Депсанг с целью восстановления статус-кво в Ладакхе...Индийская сторона выступила за снижение активности на линии соприкосновения войск, прекращение наращивания военной инфраструктуры Народно-освободительной армии Китая в Ладакхе и отвод войск с передовых рубежей».
Обе стороны договорились выйти из спорного района вдоль гималайской границы буквально в сентябре этого года. Справедливости ради стоит подчеркнуть, что войска придерживались давних протоколов, дабы избежать применения огнестрельного оружия вдоль так называемой линии фактического контроля (LAC).
Но снова полыхнуло. Министр обороны Индии Раджнатх Сингх даже снова заговорил во вторник о том, что китайские войска в одностороннем порядке пытались изменить статус-кво вдоль LAC в Аруначал-Прадеше, но индийские войска вынудили их отступить на свою сторону границы.
«9 декабря в районе Янцзы сектора Таванг войска НОАК посягнули и попытались изменить статус-кво. Эта попытка была решительно пресечена нашими войсками. Они мужественно остановили вторжение НОАК на нашу территорию и вынудили их вернуться на свой пост», – говорится в заявлении министра обороны.
Раджнатх добавил, что «индийские войска не понесли потерь или серьезных ранений». Министр подчеркнул, что «этот вопрос обсуждался с Китаем по дипломатическим каналам». Отмечалась и сила индийской армии, которая «способна пресечь любые попытки бросить ей вызов».
Могут ли быть подобные заявления знаком разрастания конфликта? Доцент кафедры индийской филологии Института стран Азии и Африки МГУ Борис Волхонский считает, что ожидать силового сценария вряд ли стоит:
– Масштабный конфликт невозможен в силу того, что обе страны обладают ядерным оружием. Да и сейчас не в интересах ни Индии, ни Китая эскалация этого конфликта. Такие стычки происходят. Поскольку граница недемаркированная, возможность их появления сохраняется. Но обычно это разруливается на уровне высокого руководства, поэтому вряд ли может произойти такой сценарий.
Эксперт напомнил, что штат Аруначал-Прадеш в Китае называется «южным Тибетом», КНР считает его своей территорией. Поскольку границы до сих пор не согласованы, потенциал для столкновений остается. Однако он был как минимум с шестидесятых годов:
– Думаю, если сейчас не будет очень большой заинтересованности внешних сил, то масштабной войны не будет. Но и Индия не пойдет на давление извне, чтобы вступить в прямую конфронтацию с Китаем. И Китаю это не нужно. Такие конфликты обычно происходят на низовом уровне: встретились две группы пограничников, что-то не поделили и начался конфликт. А уже на более высоком уровне такие конфликты уже разруливаются. Диалог идет, Китай – главный торговый, инвестиционный партнер Индии. Сомневаюсь, что из-за мелкой стычки будут раздувать большой конфликт.