Новое обострение в Косово приобрело перспективу силового сценария

Какова роль России в кризисе на Балканах

В ночь на 9 декабря в сербских СМИ снова стала царить напряженность. По разным данным, около 200-300 вооруженных спецназовцев из южной части Косово и Метохии были переброшены в северную, заняв город Косовска-Митровица. Но если Приштина объяснила эти шаги намерением «обеспечить безопасность» в регионе, то сербская сторона констатировала грубое нарушение косовскими властями «Брюссельских соглашений». Более того, Белград уже заявил о рассмотрении возможности возвращения тысячи силовиков в регион. Разбираемся, насколько серьезно нынешнее обострение и какие у него могут быть перспективы.

Какова роль России в кризисе на Балканах

«Белград рассмотрит возвращение до 1 тысячи наших сил безопасности на территорию Косова и Метохии так, как это предусмотрено пунктом 4 резолюции 1244 СБ ООН», – так отреагировал на ночные события в районе Косовска-Митровицы глава канцелярии по Косово и Метохии при правительстве Сербии Петар Петкович.

Поводом стал вход на населенный преимущественно сербами север края нескольких сотен сотрудников косовской полиции в ночь на 9 декабря. Как пишет новостной портал Kosovo Online, директива, которую получили сотрудники органов правопорядка, заключалась в «обеспечении безопасности». Веб-сайт Kossev сообщил со ссылкой на свои источники, что сотрудники косовской полиции увеличили свое присутствие в Северной Митровице на основании сообщений граждан албанской национальности в последние несколько дней о том, что они чувствуют угрозу своей безопасности.

Но что для албанцев в Косово «обеспечение безопасности», то для сербов повод возмутиться.

Как отметил Петар Петкович, «Альбин Курти (премьер-министр самопровозглашенного Косово – «МК») продолжил незаконные и насильственные действия с целью оккупации севера КиМ». Политик добавил, что «Курти хочет спровоцировать насилие и изгнать сербский народ из Косово и Метохии, где он нападает на детские сады и людей в Велика Хоча». Фактически действия правительства Курти были расценены как «оккупация» севера края.

Слова и намерения Сербии вполне ясны. Резолюция 1244 Совета Безопасности ООН была принята еще в июне 1999 года. Документ санкционировал международное гражданское и военное присутствие в Союзной Республике Югославии, а также учредил Миссию ООН по делам временной администрации в Косово. Резолюция была принята 14 голосами, против не голосовал никто.

В нынешней ситуации действительно важен 4 пункт, который «подтверждает, что согласованному числу югославского и сербского военного и полицейского персонала будет разрешено вернуться в Косово для выполнения функций в соответствии с приложением 2» резолюции.

В приложении 2, в частности, есть пункт 10. Он гласит: «Для приостановления военных действий потребуется принятие принципов, изложенных выше, в дополнение к согласию с другими, ранее установленными, необходимыми условиями…».

Эти дополнительные необходимые условия подразумевают «снаряжение военнослужащих, определение их функциональных обязанностей, график возвращения, делимитацию географических зон их действия и правила, регулирующие их отношения с международными силами безопасности и международной гражданской миссией».

Получается, возможность возврата есть, но с обязательными оговорками. Однако появление косовского вооруженного спецназа, в том числе и на бронированных автомобилях, на улицах Косовска-Митровицы фактически стал неожиданностью буквально для всех. Кроме властей Приштины, разумеется.

Конечно, уже в течение нескольких месяцев с разной степенью серьезности ситуация вокруг Косово не утихает. В августе поводом стал так называемый «номерной вопрос», который фактически вынуждал косовских сербов начинать менять номера автомобилей на те, которые признаются Приштиной. Позже решение было отложено, но через время требование возобновилось.

Еще одним поводом для обострения стал выход сербов из всех институтов власти непризнанного Косово. Демонстративно сложила свои полномочия даже полиция.

Однако все эти ситуации общими усилиями удавалось приглушить. Сейчас же все не без оснований выглядит более опасно. Или так только кажется?

Научный сотрудник отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН Полина Соколова подтверждает возникшие опасения:

– Действительно, ситуация не в первый раз так развивается. По соглашениям действительно косовский спецназ не может входить в сербские муниципалитеты без согласования с представителями сербской стороны. Неоднократно это соглашение нарушается, всегда вызывает реакцию со стороны Белграда. Но потом все регулируется. Сейчас нынешняя ситуация имеет очень острый характер, поскольку все европейские и западные спонсоры урегулирования конфликта в Косово, с учетом продолжающейся спецоперации России на Украине, заинтересованы в достижении Белградом и Приштиной договоренностей в ускоренном режиме. Чтобы этот вопрос закрыть, чтобы ситуация вооруженного конфликта была исключена.

Но такие случаи, связанные с передвижениями спецназа, в этом году очень сильно участились. Однако до сих пор ни та, ни другая сторона не была заинтересована в вооруженных столкновениях. Конечно, нервы на пределе, поэтому эскалация может возникнуть. На мой взгляд, вооруженное столкновение не исключено – именно из-за высокого психологического и политического уровня напряженности в регионе...

Следует подтвердить слова нашего эксперта и напомнить о происходивших договоренностях между Белградом и Приштиной. Например, встреча Вучича и Курти происходила в августе (буквально после нескольких дней начала острого противостояния на границе Косово и основной Сербии). Происходила она и в ноябре. Да и всегда представители сторон пытаются при содействии Европейского Союза и США найти хоть какой-то компромисс, устраивающий всех участников.

Как можно понять сейчас, договоренности успехом не завершаются. Неоднократно ЕС пытался усмирить правительство Косово, напоминая о том, что сейчас не самое подходящее время реанимировать конфликт. Однако увещевания пропускаются мимо ушей. Несмотря на то, что Альбин Курти все же пошел на уступку, согласившись перенести решение о запрете сербских автомобильных номеров на апрель 2023 года, однако удивительным образом давление продолжилось. Результат известен: выход сербов из всех органов власти, недовольство местных жителей и теперь уже можно закольцевать все это намерением Белграда вернуть тысячу сил безопасности на север края.

– Договоренности уже несколько раз просачивались и в прессу, и косовские албанцы заявляли о том, что некий план договоренностей предложен в рамках диалога Белград-Приштина, – комментирует Полина Соколова. – Сербская сторона тоже несколько раз устами президента Вучича, журналистов заявляла о существовании плана из пяти пунктов, который они готовятся чуть ли не 24 февраля подписать. Суть его заключается в том, что Сербия должна согласиться на участие Косово в международных организациях без официального признания со стороны Белграда независимости края.

Объясним, о чем напоминает эксперт. Албанское издание Albanian post в конце октября, ссылаясь на «международные источники», объявило о том, что предварительное соглашение между Белградом и Приштиной должно быть достигнуто 24 февраля 2023 года. Можно ли назвать случайностью столь символичную дату? Каждый сам может ответить на этот вопрос.

Как отмечает издание, на первом этапе Сербия не должна вносить изменения в свою конституцию, в то время как непризнанное Косово должно сформировать Сообщество сербских муниципалитетов, тоже без изменения конституции. Сообщество сербских муниципалитетов не будет неправительственной организацией, но также оно не будет и новым органом власти в рамках Косово, утверждает издание.

«Если договоренность будет достигнута, будут предложены финансовые пакеты. Если не будет, тогда сторона, которая создавала препятствия, будет наказана», — пишет Albanian post.

Довольно специфичная формулировка все же подтверждает, что разворот к разрастанию конфликта возможен. Причем довольно быстро.

Эксперт подчеркивает, что есть уверенность в том, что ситуацию усугубляют события на Украине, делая более опасным состояние в регионе (вокруг Косово, вокруг Боснии). А в связи с этим не стоит исключать, отмечает Полина Соколова, возможность вооруженных столкновений.

В этой ситуации не менее важен вопрос, как поступать президенту Сербии Александру Вучичу, который неоднократно настаивал на мирном урегулировании конфликта и призывал косовских сербов быть более сдержанными. Возникает вопрос, может ли более резкая реакция Вучича сделать его «козлом отпущения»?

– Вучич имеет очень большой уровень поддержки в Сербии. Думаю, что и на Западе он воспринимается сейчас как очень договороспособный политик, в отличие от того же Альбина Курти, – утверждает наш эксперт. – Курти последнее время является главным препятствием в развитии диалога Белграда и Приштины. Сейчас, конечно, каждое действие Сербии будет проигрышным. Но возвращаясь к возможности вооруженного столкновения, прошлое Александра Вучича как представителя «Сербской радикальной партии», которая раскололась на «Сербскую прогрессивную партию» и остатки «Сербской радикальной партии», тоже накладывает отпечаток на приемлемость вооруженного сценария. То есть, укрепление безопасности Сербии, развитие вооруженных сил, мобилизация этих сил…Все это, по моему мнению, отражает идеологическую и политическую готовность Александра Вучича не только к политическому диалогу, но и к защите сербского меньшинства в Косово военными методами.

Анализируя слова эксперта, можно сделать вывод, что в таком развитии ситуации важно будет и участие России в разрешении споров. Полина Соколова напомнила, что и в прошлом году в моменты серьезной эскалации в регионе присутствовал и российский посол в Сербии Александр Боцан-Харченко. Эксперт отметила, что таким образом «он показал российскую поддержку при любом варианте развития событий, которому будет следовать Белград». Москва при этом может быть также серьезно вовлечена в урегулирование конфликта тем или иным способом.

Также эксперт сконцентрировала внимание на том, что позиция России по Косово проявляется в том, что эта тема практически всегда поднимается высокопоставленными лицами РФ, включая Владимира Путина и Сергея Лаврова.

– На чем настаивает российская сторона вместе с cербами – это то, что совершенно была забыта договоренность 2013 года: положение «О создании сообщества сербских муниципалитетов». Конечно, стоит подумать, насколько это существенно для развития ситуации. Насколько возвращение к самоуправлению может решить ситуацию или действительно сценарий отхода северных муниципалитетов к Сербии радикальный, но уже маячащий на горизонте. В принципе, план раздела территорий, обмена албанонаселенных сербских анклавов на северные муниципалитеты был рабочим в 2018 году. О нем говорили и американцы, и сербы вместе с тогдашним косовским президентом. Но противоречия возникли именно с европейскими спонсорами урегулирования. Насколько она сейчас может быть возрождена или уже речь просто о том, что северные муниципалитеты уйдут Сербии – это самый важный вопрос. И он повлечет за собой еще и развитие ситуации в Боснии и Герцеговине, потому что боснийские сербы пристально наблюдают за ситуацией в Косово.

До спецоперации были попытки ускорения урегулирования, – продолжает эксперт. – Оно должно было пойти по пути принятия Косово в НАТО. В американских стратегиях было заявлено, что пять не признающих Косово стран внутри ЕС должны были пойти на признание, чтобы территория смогла войти в НАТО. Но сейчас неизвестно, возможно ли вообще глубинное примирение.

Сербия, похоже, до конца настроена стоять на возможности мирного решения вопроса, однако не видит хотя бы малейшей поддержки со стороны международного сообщества. И это главная проблема. Сербское издание Blic приводит слова вице-президента «Сербского списка» (партия сербского меньшинства в Косово) Игоря Симича, который так прокомментировал ситуацию: «Мы настроены на мир и сделаем все, чтобы сохранить мир, но поверьте мне, люди не могут так жить в 21 веке на земле Европы, пока Приштина попирает основные права человека, все подписанные соглашения, жестоко обращается с сербским народом, а международное сообщество молчит». Симич также добавил, что действия Приштины нельзя предсказать.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28930 от 12 декабря 2022

Заголовок в газете: В Косове запахло кризисом

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру