Об этих планах подробно рассказал «МК» военный эксперт, капитан 1-го ранга в запасе Владимир Гундаров.
Тема собственных вооруженных сил Европы не нова. Она периодически всплывает всякий раз, когда европейцы пытаются вырваться из крепких объятий своих американских союзников. Однако на сей раз такая попытка может стать не просто несбыточным желанием, а планом, в основе которого имеются серьезные политические и экономические обоснования.
В частности, Стин Якобсен – директор по инвестициям Saxo Bank, который ранее прогнозировал лишь очередной виток «холодной войны», теперь говорит о переходе в 2023 году всей Европы к военной экономике, масштабов которой европейцы не помнят со времён 1945 года. Он уверен, что в рамках этого мирового процесса, каждая из крупных стран будет стараться укрепить свою национальную безопасность во всех сферах, в первую очередь в финансовой, энергетической и военной. Поэтому, считает он, «в 2023 году станет очевиднее, что Европа нуждается в том, чтобы привести в порядок свои оборонительные возможности и меньше опираться на все более непостоянные политические циклы в США, которые повышают риск того, что США могут отказаться от своих прежних обязательств».
Речь идет об оборонных обязательствах Соединенных Штатов в отношении Европы. Судя по всему, часть европейской элиты начинает медленно прозревать, понимая, наконец, кому в первую очередь выгодна экономическая нестабильность и война на европейском континенте.
Стин Якобсен открыто заявляет, что теперь члены ЕС должны «самостоятельно отвечать за безопасность на суше, воде, в воздухе и космическом пространстве». Он прогнозирует к 2028 году создание общеевропейских вооруженных сил, на которые в ближайшие 20 лет будет выделено €10 трлн.
Прогноз, безусловно, интересный. Вопрос лишь в том, позволят ли США его осуществить? Попытки делались уже не раз. Много лет назад была даже создана военная структура, которая до сих пор находится в зачаточном состоянии.
- В Евросоюзе сегодня 27 национальных армий (без Великобритании), - поясняет Владимир Гундаров. - Руководство ЕС стремится обзавестись своей, 28-й армией, подчинённой непосредственно Военному комитету Европейского союза (European Union Military Committee, EUMC), который является высшим военным органом в рамках Совета ЕС. Официальный Лондон и руководство НАТО с самого начала последовательно выступали против создания армии ЕС, которая фактически станет дублирующий структурой по отношению к НАТО. В частности, генсек НАТО Йенс Столтенберг не раз заявлял, что «мы не должны распределять наши ресурсы пополам». Обращаясь к Берлину, он говорил: «Было бы совершенно бессмысленным для такой страны как Германия позволить Евросоюзу и НАТО соревноваться друг с другом».
Однако Берлин и Париж, отмечает эксперт, не отказываются от своей мечты о евроармии. После решения Великобритании выйти из ЕС идея «28-й армии» обрела второе дыхание. В конце прошлого года к идее её создания вновь вернулись и не где-нибудь, а в бундестаге. Более того, дело сдвинулось с мертвой точки.
- Рабочая группа по безопасности и оборонной политике парламентской группы СДПГ, - рассказывает Гундаров, - призвала к созданию «28-й армии» с подчинением её Комиссии ЕС. В проекте предлагается, чтобы евродепутаты принимали решение о её применении простым большинством голосов. Согласно 12-страничному концептуальному документу, подготовленному депутатами бундестага, ядром 28-й армии должны стать уже существующие 18 боевых групп ЕС (EU Battlegroup).
Каждая из таких групп, уточняет эксперт, представляет собой мотострелковый батальон, усиленный танками, артиллерией и подразделениями боевого обеспечения общей численностью 1500 человек. Но пока из 18 боевых групп только две, созданные на ротационной основе, находятся в оперативном подчинении Совета ЕС и в пятисуточной готовности к боевому развёртыванию. Личный состав остальных 16 групп остается в подчинении командиров частей и соединений национальных армий.
- Дело в том, что если крупные государства могут направить по ротации в распоряжение Совета ЕС целый батальон, - поясняет Гундаров, - То мелкие формируют сводные группы, состоящие из представителей нескольких национальных армий. Такой «разношерстной» является, например, Балканская боевая группа. В её составе военнослужащие из Болгарии, Румынии, Кипра и Украины. Возглавляет эту военную агломерацию Греция. В Вышеградской или, как её ещё называют V4 – военнослужащие Польши, Чехии, Словакии и Венгрии. В 2016 году в её составе были также 19 военнослужащих украинской армии. Нетрудно догадаться, каких трудов стоит каждая ротация таких боевых групп, находящихся в распоряжении Совета ЕС. Ведь всякий раз приходится вести многосторонние переговоры с национальными правительствами стран ЕС. В зависимости от достигнутых договорённостей национальный состав боевых групп может меняться. Вся эта договорная волокита сильно снижает боеспособность таких подразделений.
Однако на сей раз депутаты бундестага предложили подойти к формированию «28-й армии» по тому же самому принципу, по которому формируется аппарат Евросоюза – по личному заявлению военнослужащих. На начальном этапе таким способом предполагается набрать подразделение численностью 1500 человек, а в среднесрочной перспективе увеличить его штат до 8000 солдат и офицеров.
- Набор в евроармию на контрактной основе планируется производить из числа профессиональных солдат, которые служат в национальных армиях, - объясняет эксперт. - С момента поступления в «28-ю армию» они выйдут из юрисдикции своих национальных командиров и начальников. Так что нынешний прогноз датского Saxo Bank может иметь под собой вполне конкретные основания. С большой вероятностью он даже сбудется к 2028 году.
…Возможно. Если, конечно, ему позволят сбыться в Вашингтоне. Не зря ведь этот прогноз Saxo Bank о создании европейской армии большинство аналитиков считают «шокирующим». Судя по всему, шокирующим именно США.