В российской внешней политике происходит переориентация, констатировал глава МИД РФ, выступая с трибуны одного из самых авторитетных в стране и мире экспертных форумов, организованного при самом активном участии ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН. В своей речи министр иностранных дел говорил о том, что основная причина продолжающейся разбалансировки международной системы заключается в нежелании «западного меньшинства» принять многополярные реалии и отказаться от гегемонистских устремлений: «Видно, что расклад сил на глобальной арене продолжает меняться не в его пользу, и поэтому коллективный Запад во главе с Соединенными Штатами очень напористо пытается удержать свое доминирующее положение. Понятно, что за пять веков к этому быстро привыкли и трудно расстаться с этими привычками. И поэтому многополярность утвердится не завтра и не послезавтра».
Руководитель внешнеполитического ведомства напомнил о многочисленных свидетельствах ненадежности Запада как партнера – это и несдержанные обещания не расширять НАТО на восток, и взгляд сквозь пальцы на несоблюдение Киевом Минских соглашений.
«Мы больше не хотим оставаться в иллюзиях, что доказавший свою полную неблагонадежность, и недоговороспособность, и лживость Запад будет добросовестно участвовать в тех процессах и механизмах глобализации, которые он сам создал, – заявил Сергей Лавров. – И не будет ими грубо и беспардонно злоупотреблять – как это происходит с долларом, с евро, с международной валютно-финансовой системой, как это происходит с заблокированной деятельностью Всемирной торговой организации».
Глобализация по-американски закончилась, отметил глава российского внешнеполитического ведомства, добавив, что «какие-то остаточные проценссы придется еще пережить». При этом, по словам Лаврова, параллельно выстраивается новая система (и финансовая, и логистическая), которая не будет будет зависеть от «причуд и чувства собственного превосходства наших бывших западных партнёров».
Как подчеркнул при этом министр иностранных дел РФ, у России есть настоящие партнеры, упомянув в этом контексте страны БРИКС, ШОС, Евразийский экономический союз, СНГ, ОДКБ. Говоря о перспективах «большого Евразийского партнерства», Лавров заметил, что «нам есть с кем работать, есть на кого положиться». Но и коллективный Запад не сидит сложа руки: «Мы видим, как наших надежных партнеров пытаются сбить с правильного курса. Американцы без зазрения совести ездят по всему миру, говорят буквально следующее: «Россия проиграла, не занимайте сторону проигравшего, мы победим. Мы (не Украина!), мы – американцы – победим. И не волнуйтесь, мы знаем, что вы несете какой-то ущерб от этих санкций, потому что вы не должны помогать России эти санкции как-то обходить, отказывайтесь от нестандартных альтернативных методов. Мы вам все компенсируем с лихвой»... Говорят это в том числе даже нашим ближайшим союзникам, не стесняясь».
Конечно, признает Сергей Лавров, есть страны и персонажи, на которых это давление оказывает психологическое воздействие, и которые могут «поддаться искушению где-то отсидеться». Это их выбор, отмечает министр, но в долгосрочном плане и даже в среднесрочной перспективе этот выбор будет проигрышным для экономического развития и собственного суверенитета. И для стран, которые имеют свою долгую историю, то, что им подбросят какие-нибудь «пряники», и они смогут и санкции не нарушать и выгоду получить – помимо этих сугубо заземленных и в какой-то степени циничных соображений, у целого ряда стран есть чувство собственного достоинства.
Лавров напомнил, как в начале этого года, когда уже была объявлена специальная военная операция, первый заместитель госсекретаря США Уэнди Шерман побывала в Индии, убеждая Нью-Дели присоединиться к антироссийским санкциям. Выступая на пресс-конференции, она заявила: «Мы должны объяснить Индии, что в е интересах».
«Вот так относятся к своим партнерам из числа великих держав, – заметил в этой связи глава российского МИД, – что тогда говорить о странах поменьше».
«Мы не делаем трагедии из нынешней ситуации, – резюмировал Сергей Лавров. – Считаю, что это трагедия для западной цивилизации, для западной системы мироустройства, которая опиралась на принципы глобализации, выдвинутые американцами. И которая полностью дискредитировала себя как недоговороспособная система... Мы не отворачиваемся от Запада, Запад прекратил с нами сотрудничество, он построил стену по большому счету. Мы просто работаем с теми, кто к этому готов».