Примаковские чтения высветили внешнеполитический курс России: «Не конец истории»

«Украинский кризис изначально заложен политикой Вашингтона и европейских столиц»

В Москве открылись Примаковские чтения – один из самых представительных и авторитетных не только в России, но и во всем мире международных форумов с участием видных ученых, дипломатов, политиков и экспертов. Тема мероприятия продиктована самим временем – «Трансформация мирового порядка: евразийское измерение». Какие формы приобретает современный мир, куда он движется – обо всем этом говорили участники экспертной встречи.

«Украинский кризис изначально заложен политикой Вашингтона и европейских столиц»

Выступая на открытии Примаковских чтений, помощник Президента РФ Юрий Ушаков говорил о том, что на пространстве Евразии формируется новая мощная сила – «мировое большинство», которое отстаивает справедливые и универсальные принципы, вполне стыкующиеся с интересами таких огромных регионов, как Африка и Латинская Америка. По словам Юрия Ушакова, этот суверенный независимый курс не нравится тем силам, которые цепляются за ускользающее доминирование на мировой арене. Помощник российского президента признал, что «мировое большинство» только формируется и пока вряд ли может выступать единым скоординированным фронтом: «Это реальность, от которой не деться». В частности, речь идет о сложностях и противоречиях между отдельными странами и группами стран, кроме есть и те страны в Евразии, которые ориентируются на «западное коллективное меньшинство».

По словам Юрия Ушакова, если раньше многие верили в России в возможности воплощения совместно с европейцами заветов Шарля де Голля о построении общего пространства от Лиссабона до Владивостока, то теперь становится понятно, что этот проект не удался: «В Евросоюзе на него махнули рукой, тем более что американцы, мягко говоря, не очень способствовали его реализации... В итоге мы имеем то, что имеем, – через три десятилетия после распада Советского Союза Россия не получила квартиру в общеевропейском доме. Нам этого не позволили. И мы сами теперь понимаем, что эти ожидания и перспективы были достаточно иллюзорными. От таких иллюзий мы сейчас отходим».

Примаковские чтения в этом году проводятся в комбинированном формате – помимо участников, присутствующих на форуме в очном режиме, зарубежные эксперты принимают участие по видеосвязи – и причина тому не только сохраняющаяся пандемия, но и непростая международная ситуация. По слова Юрия Ушакова, часть западных экспертов не решаются приехать в Москву, а кому-то усиленно рекомендуют воздержаться от участия в чтениях.

В этой связи Юрий Ушаков напомнил слова ветерана американской дипломатии Генри Киссинджера, рассуждающего в своей недавно вышедшей книге «Лидерство» о важности поддержания диалога и контактов, несмотря на неблагоприятные внешние условия. К этому же призывал и Евгений Примаков, который говорил, что дружить со всеми странами необязательно, но работать совместно можно и нужно.

Говоря о трансформации мирового порядка, заместитель председателя Совета Федерации Константин Косачев отметил, что этот порядок складывается из четырех элементов, унаследованных из прошлого. Условно политик обозначил их временными точками. Это 1945 год – мировая система Ялтинского образца, образца создания ООН, которая заложила основы послевоенного урегулирования). Далее – 1975 год: к Хельсинской конференции ОБСЕ стало понятно, что мечта о справедливом миропорядке на равных не реализуется, что мир разделился на противостоящие системы и блоки. И в 1975 году возник новый миропорядок с романтичной мечтой строительства Европы от Атлантики до Урала.

Развивая свою мысль, Константин Косачев отметил, что за очередную точку отсчета он берет 1995 год, потому что это кульминация того, что романтику 1975-го реализовать не удалось даже несмотря на завершение холодной войны и многочисленные уступки нашей страны в пользу некоего «общего блага а-ля тогдашний министр иностранных дел Козырев».

И наконец, «порядок 2015 года»: вице-спикер Совета Федерации подчеркнул, что между 1995 и 2015 гг. произошло много событий – и разворот Примакова над Атлантикой из-за агрессии НАТО против Югославии, и Мюнхенская речь президента Путина, и агрессия Грузии против Южной Осетии, и государственный переворот на Украине. Но в качестве точки отсчета Косачев выбрал начало российской антитеррористической операции в Сирии: «Наступил момент, когда мы делами выразили несогласие с тем, что происходит в мире».

По словам Косачева, нынешнее состояние дел – сосуществование и противостояние четырех вышеназванных моделей. Исход этого противостояния еще не определен, но ясно одно: «Это совершенно точно еще не конец истории. Этот исход будет определяться не по пресловутым правилам Запада, а как сумма мировоззрений и амбиций сторон, где наша, российская сторона имеет как минимум свой голос».

– Когда мы выбирали тему нынешних Примаковских чтений – а это происходило в конце прошлого года, еще до начала специальной военной операции, до резкого обострения давно ухудшавшихся отношений между Россией и Западом – с самого начал мы хотели поговорить о Евразии, – комментирует «МК» директор ИМЭМО им. Е.М.Примакова Российской академии наук член-корреспондент РАН Федор Войтоловский. – Это не дань конъюнктуре и не дань политическому моменту. Мы понимали, что процессы, происходящие в «большой Евразии», в значительной степени будут определяющими для мировой экономики и системы международных отношений. Это и восходящий Китай, и растущая очень хорошими темпами Индия, это и многие другие растущие экономики Евразии, которые стремятся стать активными субъектами мировой политики – и Турция, и Иран. Да и Европу тоже никто из Евразии не исключал. И то, что сейчас происходит в отношениях между Россией и ЕС, это отнюдь не российская инициатива. На самом деле украинский кризис и виток его эскалации изначально заложен политикой Вашингтона и тех европейских столиц, которые – понимая, к чему может привести смена политического режима на Украине – продвигали стремление ввести Украину в евроатлантическое сообщество, тем более, в плотное военно-политическое взаимодействие с НАТО. И это однозначно не могло не восприниматься Россией как угроза. Кстати, очень многие американские и европейские коллеги это понимают, хотя и не будут говорить об этом публично. Они прекрасно осознают, что во многом специальная военная операция и жесткая линия со стороны России были вызваны тем, что на протяжении долгого времени нашу страну загоняли в угол.

«Если говорить о той системе координат, в которой мы проводим нынешние Примаковские чтения, фокус евразийской темы сместился от отношений между Россией и Евросоюзом в сторону прежде всего новых центров развития, – продолжает профессор Войтоловский. – Но украинский кризис, конфликт между РФ и США, между Россией и Западом – все это остается фоном наших дискуссий. К нам приехало несколько европейских и американских гостя, некоторые спикеры будут выступать в онлайн-формате, но мы даже не можем назвать их имена. Потому что для этих людей их смелость и готовность продолжать диалог с российскими коллегами могут быть чреваты политическим последствиями, давлением на родине. К сожалению, такова сегодняшняя реальность».

Говоря об упомянутом на открытии Примаковских чтений Юрием Ушаковым «мировом большинстве, Федор Войтоловский сказал: «Это большинство в том числе и чисто физическое. Это 5,3 млрд человек, которые проживают в Евразии. А ведь есть еще и Африка, и Латинская Америка. Это те, кто много десятилетий выбирался из нищеты, часто бесправного положения, колониальной зависимости, доказывал свое право на суверенитет, на собственный путь развития. Сегодня мы видим уникальную ситуацию, когда между этими странами формируется новая система отношений, которой Запад не так уж важен. Он, конечно, важен! Ни в коем случае нельзя отказываться от контактов ни с американцами, ни с европейцами – диалог нужно вести со всеми. И политико-дипломатический, и научно-экспертный».

«Пока нет двух гегемонов, которые будут структурировать систему международных отношений, исходя из логики своих целей задач и интересов – так, как это было с Советским Союзом и Соединенными Штатами, – характеризует современную систему координат директор ИМЭМО РАН. – Возможно, они появятся. На роль одного из таких гегемонов, вероятно, будет претендовать Китайская Народная Республика. США стремятся сохранить свое глобальное лидерство и удержать его всеми силами, включая меры экономического давления и военные средства и т. д. Вопрос – получится ли? И самой мудрой политикой, на мой взгляд, будет та политика ведущих держав, которая будет учитывать интересы большого широкого международного сообщества, представленного малыми странами, державами среднего эшелона, и будет выстраиваться на основе учета их интересов, позиций, понимания возможности сотрудничества с ними. И политика России, как мне представляется, идет в этом направлении».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28927 от 7 декабря 2022

Заголовок в газете: Эра «мирового большинства»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру