Эксперт ПВО Хатылев рассказал, какие беспилотники атаковали базы в Рязани и Энгельсе

«Это точно не тяжелые беспилотники большой дальности»

О ЧП на аэродромах дальней авиации в Рязани и Энгельсе (Саратовская область) доложено президенту Путину. Об этом сообщил пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков. В детали происшествия он не вдавался, посоветовав журналистам обратиться в Минобороны. Российское военное ведомство пока официальных сообщений не распространяло.

«Это точно не тяжелые беспилотники большой дальности»

тестовый баннер под заглавное изображение

Что известно из официальных источников — от местных властей и экстренных служб? В утренние часы на военных аэродромах Дягилево и Энгельс были слышны взрывы. В Рязани загорелся топливозаправщик. Погибли трое человек, несколько пострадали.

О происшествии на военном аэродроме в Энгельсе сведений меньше. Известно только, что гражданская инфраструктура не пострадала. Об этом сообщил губернатор Саратовской области Роман Бусаргин в своём Telegram-канале.

Оба военных аэродрома находятся в ведении дальней авиации. В Дягилево расположен учебный центр, где проходит доподготовку летный и штурманский состав дальней авиации.

Энгельс — основная база дальней авиации. На аэродроме базируются основные силы российских стратегических бомбардировщиков — все наши самолеты Ту-160 и значительная часть Ту-95МС. Это носители ядерного оружия. То есть, если подтвердится, что по авиабазе был нанесен удар, то, согласно документу «Об основах государственной политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания», его можно будет трактовать как «воздействие противника на критически важные государственные или военные объекты Российской Федерации, вывод из строя которых приведет к срыву ответных действий ядерных сил» (пункт 19 «в»).

Ту-160 и Ту-95МС могут нести и обычные средства поражения. Например, ракеты большой дальности Х-101 и Х-55. Именно такими ракетами в обычном снаряжении наносятся удары по объектам энергетической инфраструктуры Украины.

Оценивая ЧП, политолог Николай Стариков написал в своем Telegram-канале: «Тот факт, что противник России - это НАТО, говорилось неоднократно. ...НАТО может использовать все имеющиеся у НАТО средства диверсий и атак. Удивляться ничему не стоит, как и паниковать – давно пора каждому из нас осознать серьезность ситуации».

Многие военные эксперты предположили, что по военным аэродромам был нанесен удар украинскими беспилотниками. Кое-кто даже начал высчитывать расстояние, например, от Харькова, откуда могли стартовать беспилотники, до Рязани или Энгельса. Расстояния там немалые — 600-700 километров. Так что же получается, что все эти сотни километров чужие беспилотники пролетели, минуя наше ПВО?

Эксперт в области ПВО, экс-начальник зенитных ракетных войск Командования специального назначения (бывший Московский округ ПВО) Сергей Хатылев считает эту версию бредовой.

- Это абсолютная ерунда, - сказал он «МК». - Такие версии, может, даже специально вбрасываются, чтобы ввести в заблуждение.

По его словам, преодолеть такое расстояние могли бы только тяжелые беспилотники большой продолжительности и дальности полета. Но они еще на подлете к нашим границам были бы видны на радарах комплексов ПВО.

- Просто надо понимать отличие беспилотного летательного аппарата или дистанционно пилотируемого летательного аппарата тяжелого или среднего класса, способного преодолевать сотни километров, от квадрокоптера, который весит полтора килограмма и далеко не летает. Такой квадрокоптер можно запустить за полтора километра от аэродрома, предварительно подцепив к нему примитивный боеприпас. 

Такая «муха» способна незаметно подлететь к объекту и по команде оператора атаковать удобную цель. Особенно если там нет визуального наблюдения.

- И как бороться с таким оружием?

- Есть проверенные средства для парирования такой уязвимости. Например, в Сирии у нас есть аэродром Хмеймим. Его террористы постоянно пытались атаковать дронами. Мы рассчитали, что для надежной защиты аэродрома надо на расстоянии 70-80 километров от объекта поставить надежный заслон. Организовали ведение разведки, в том числе средства радиоэлектронной борьбы, задействовали все огневые средства, станции постановки помех. И теперь ближе 70-80 километров никто к Хмеймиму незаметно подлететь не может. И это много раз проверено.

- Но если мы так каждый аэродром будет защищать, то, наверное, без штанов можно остаться? Это же дорого?

- Да, но есть и другие средства. Тем более для защиты аэродромов на нашей территории, а не в чужой стране. Есть простое решение, известное с Великой Отечественной, — рассредоточение авиации. Зачем всю авиацию сгонять на один аэродром? Вон, пожалуйста, в Интернете полно спутниковых снимков, на которых все самолеты в Энгельсе как на ладони. Цель как на блюдечке.

Всю жизнь авиацию рассредотачивали. Например, на каждый полк истребительной авиации, кроме основного, было несколько аэродромов запасных, ложных. Во время моей службы на Дальнем Востоке зимой истребители МиГ-17 вообще на ледовый аэродром садились. 30 суток отрабатывали. Взлет-посадку отрабатывали прямо на Амур. Лед был до полутора метров.

- Какие еще методы борьбы с такой угрозой?

- Надо в полной мере задействовать наземные службы, контролировать подходы, подъезды к аэродромам. Вот в годы Великой Отечественной создавалась местная противовоздушная оборона. Были посты индивидуального наблюдения, специальные акустические локаторы. На крышах зданий стояли наблюдатели смотрели.

Сейчас, конечно, другие задачи по квадрокоптерам. Но и технические средства появляются новые. Есть станции пассивной локации по малоразмерным целям, есть оптические приборы.

Вот, к примеру, на военных аэродромах до сих пор на стартовом командном пункте стоит оператор со стереотрубой. Он докладывает руководителю полетов о том, что на подлетающем к ВПП самолете шасси, закрылки выпущены.

Ну, и конечно, самое главное — сотрудники ФСБ, МВД, других силовых структур должны работать. В конце концов, ясно, что агентов противника надо вычислять заранее. Особенно вблизи таких объектов, как военные аэродромы.

Должен быть контроль перемещения автотранспорта вблизи военной инфраструктуры, а, возможно, и досмотр. Там не должно быть посторонних, с неизвестными намерениями.

Сюжет:

Новости СВО

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28926 от 6 декабря 2022

Заголовок в газете: Беспилотный беспредел

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру