Религиовед Силантьев объяснил последствия запрета УПЦ на Украине

Церковь ждет конфискация всего имущества и репрессии против духовенства

История беспрецедентного давления киевского режима на Украинскую православную церковь (УПЦ) близка к логическому концу. Президент Украины Владимир Зеленский объявил о скором запрете деятельности религиозных организаций, имеющих отношение к России. Каких же мер против церкви теперь ждать от украинского руководства?

Церковь ждет конфискация всего имущества и репрессии против духовенства

Грядущую расправу над православной церковью на Украине Зеленский пафосно назвал борьбой за «духовную независимость» украинского народа. Для этого, считает украинский президент, необходимо побороть идеологическое влияние России, которое якобы распространяется через аффилированные с ней религиозные организации.

«Руку Кремля» с 2014 года в Киеве ищут везде, и история, когда в религиозных деятелях украинские политики видят агентов российских спецслужб, не нова. В этот раз Совет нацбезопасности и обороны (СНБО) объявил, что рассмотрел якобы многочисленные факты связей отдельных религиозных кругов на Украине с Россией.

СНБО также поручил правительству внести на рассмотрение Верховной рады законопроект, который сделает невозможной работу любых церковных учреждений, заподозренных в связях с Москвой.

В первую очередь это коснется УПЦ. Ранее закон о запрете УПЦ вносился в Раду весной, но в итоге не был принят. Однако местные власти в некоторых украинских регионах уже периодически принимают решения о запрете деятельности УПЦ на своих территориях.

2 декабря сотрудники СБУ пришли с обыском сразу в четыре монастыря, принадлежащих УПЦ, которые теперь именуются не иначе как места «средоточия русского мира». С начала спецоперации СБУ открыла 23 уголовных производства против отдельных представителей Украинской православной церкви. 22 ноября украинские силовики обыскивали Киево-Печерскую лавру.

Кстати, Киево-Печерская лавра была передана государством в безвозмездное владение УПЦ, что очень не понравилось ПЦУ, которую сторонники Московского Патриархата считают раскольнической. Искусственно созданная ПЦУ изначально претендовала на монополию над всеми православными прихожанами и, соответственно, на всю принадлежащую конкурентам собственность, в том числе и Лавру. Судя по всему, именно ПЦУ и получит все имущество УПЦ.

В то же время УПЦ сейчас довольно трудно назвать пророссийской. В феврале руководство церкви во главе с митрополитом Онуфрием выступили против решения президента России Владимира Путина о начале СВО. В мае Онуфрий объявил об одностороннем отделении от РПЦ.

Текущую ситуацию вокруг УПЦ «МК» обсудил с религиоведом, руководителем Правозащитного центра Всемирного русского народного собора Романом Силантьевым.

 Роман Анатольевич, как мы можем оценивать происходящее с УПЦ?

– Когда большевики пришли к власти, из-за их открытых атеистических взглядов православным это весьма не понравилось. Старая церковь государством воспринималась как организация враждебная, и активно стимулировалось создание параллельной обновленческой просоветской церкви. Многие полагали, что их пробольшевистская позиция даст возможность спокойно существовать, даже имея какие-то привилегии.

Не так давно то же произошло и с Украинской православной церковью. На Украине часть духовенства во главе с Онуфрием (Березовским) заявили по факту о разрыве с Русской православной церковью, подтвердив свою лояльность Зеленскому, в надежде, что это их защитит и спасет. Но здесь, как и с обновленцами, все кончается по одной схеме. Большевики репрессировали и обновленцев, и тех, кто обновленцев категорически не любил. Была попытка между войной и выбором позора, но в итоге война и позор пришли вместе сразу.

Получается, УПЦ обречена? Будут ли репрессировать духовенство?

– Теперь под репрессии попадут и те, кто пытался предать, но им будет гораздо обиднее. Церковь будет уничтожена. Видимо, достаточно быстро. Будут захвачены основные объекты, в этом сомнений нет. Будут посажены или депортированы те, кто открыто поддерживали нашу Церковь. Те, кто выступил против нас, будут лишены имущества и выкинуты на обочину.

–​ А насколько правомерно такое вмешательство украинского государства в церковные дела?

– Как говорится, в отношении врагов никакие законы не действуют, даже свои. Это поддержит и весь «цивилизованный мир». Печально, что люди плохо учили историю и не поняли, что предательство их не спасет. Теперь митрополит Онуфрий войдет в историю и как предатель, и как неумный человек.

Сюжет:

Новости СВО

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру