«Переброска войск, транспортировка - надо исходить из того, что они не останутся тайной для противника. Спутниковая разведка дает возможность получать оперативно важную развединформацию, идентифицировать «болевые точки» в тылу противника (базы, места разгрузки и погрузки техники) - в 50-ти, 100 километрах от линии фронта - и быстро атаковать их высокоточным оружием... Надо исходить из того, что это новая реальность», - сказал Антон Лавров на военно-научной конференции «Огарковские чтения», организованной Центром анализа стратегий и технологий (ЦАСТ).
Он отметил, что Россия катастрофически отстает от США и их союзников по числу работающих спутников на орбите. Общее количество спутников динамического зондирования Земли в распоряжении западной коалиции — более 500. В то время, как у России всех спутников — связных, навигационных, наблюдения — порядка 150.
Малое количество спутников наблюдения не позволяет быстро получать актуальную информацию. Прежде чем спутник опять окажется над нужной точкой могут пройти многие часы.
В то же время, созданные на Западе компьютерные программы обработки спутниковой информации позволяют оперировать данными сотен коммерческих и военных спутников. Благодаря этому, есть возможность очень быстро получать детальную информацию о нужном районе.
У России таких возможностей нет, поскольку с началом спецоперации ее лишили возможности использовать данные с зарубежных космических аппаратов. В то же время, вооруженные силы Украины при помощи США и других стран НАТО имеют полный доступ к космическому ресурсу.
Отвечая на вопрос, как можно нивелировать отставание России в спутниковых группировках, Антон Лавров напомнил, что недавно в России провели испытание противоспутниковой системы «Нудоль». Запущенная с земли ракета поразила на орбите старый спутник.
«На практике мы понимаем, что (есть) группировки из десятков и сотен спутников динамического зондирования и разведки. У нас просто нет и не будет достаточного количества боеприпасов и носителей, чтобы их все перехватить», - сказал Антон Лавров.
При этом, по его словам, аппараты видовой разведки выводят на орбиту по несколько штук в одном запуске относительно дешевыми носителями. «У противника отрабатываются меры по оперативному восстановлению спутниковых группировок, - отметил он. - Сказать, что мы все собьем — нельзя. «Нудолей» не хватит, чтобы «ослепить» противника».
Эксперт прокомментировал и другой вариант выведения из строя чужих военных спутников.
«Сказать, что мы «рассыплем» миллион подшипников на орбите и все спутники противника выйдут из строя - не получится. Потому что спутниковых группировок много, орбит много, они работают в разных плоскостях, - сказал он. - Возможно, на что-то будет способен наш «Пересвет». Но пока результатов его работы по спутникам официально не заявлялось».
Боевой лазер «Пересвет» принят на вооружение Ракетных войск стратегического назначения. Комплексы стоят на боевом дежурстве в Тейковской ракетной дивизии и обеспечивают защиту мобильных комплексов «Ярс».
Таким образом, делает вывод эксперт, все передвижения наших войск постоянно находятся «под прицелом» иностранных спутников наблюдения. «Единственная возможность не попасть под удар — это рассредоточиться», - заключил он.