Усилия Запада направлены на то, чтобы создалось впечатления, что "Россия зажата в тисках западной информационной машины", что "весь мир якобы придерживается той же самой точки зрения", заявил в своем вступительном слове модератор "круглого стола", председатель Комиссии СФ по информационной политике и взаимодействию со СМИ Алексей Пушков. "Это не соответствует действительности", - категоричен сенатор. - Выделю лишь несколько моментов, которые говорят о том, что возможности для нашего активного присутствия и расширения нашего информационного влияния существуют".
Во-первых, на конфликт на Украине, по словам Пушкова, незападный мир смотрит совершенно иначе, чем Запад: "Очень распространена следующая логика: это европейская война, это война, которая навязана НАТО Украине, но которая не имеет никакого отношения ни к странам Африки, ни к Индии, ни к странам Латинской Америки. Это западная война, не война незападного мира. А в условиях этой, не "своей" войны портить отношения с таким важным партнером, как Россия, и политические, и торгово-экономические, не имеет никакого смысла. Это то, что можно услышать от представителей очень многих государств незападного мира".
Не случайно, продолжил сенатор, "около половина стран Африки отказались присоединиться к резолюции от 13 октября, которая была принята ООН и осуждала Россию за присоединение новых территорий". Есть у африканцев и повод для обиды на Америку в связи с этим конфликтом. "В Африке очень остро ощущают, что все внимание сегодня приковано к Украине, тогда как африканским проблемам уделяется гораздо меньше внимания, - отметил Пушков. - При том, что Украине выделяются огромные деньги со стороны Соединенных Штатов, на африканские проблемы США тратят куда меньше. И в этом в африканском мире видят явные двойные стандарты".
Еще один выделенный сенатором момент: "Россия не несет никакой ответственности за те исторические страдания, которые выпали на долю незападного мира. Колониализм, неоколониализм, работорговля - Россия не имеет к этому абсолютно никакого отношения. Если Западу по этому поводу предъявляются до сих пор очень большие претензии, то у России подобного наследия не существует. И это, безусловно, играет в нашу пользу".
Что же касается наших собственных отношений с Западом, что это, по выражению Пушкова, уже даже не холодная, а "ледяная война": "Это война на полный разрыв отношений, на полное уничтожение всех связей и всех контактов... Поэтому в этих условиях незападный мир превращается в главный объект нашей внешней политики. И информационной, и экономической политики. Я в этом совершенно убежден. Посмотрите, куда переориентируются сейчас наши энергетические потоки? Это тоже о многом говорит".
С этими тезисами не спорил никто из участников "круглого стола", собравшего парламентариев, ученых, дипломатов, политологов, медиа-менеджеров. Но в большинстве выступлений отмечалось, что в начинающейся информационной битве с Западом за незападный мир соотношении сил катастрофически не в нашу пользу.
"По сути дела, российские СМИ в Африке отсутствуют, - заявила, к примеру, директор Института Африки РАН Ирина Абрамова. - Всю информацию, которую получают африканцы, они черпают из западных СМИ... У нас в Африке три представительства ТАСС: одно в Египте, одно в Марокко, одно в ЮАР... Присутствует "Спутник" - одно представительство, в том же Каире. Все - больше мы там не имеет ничего. Russia Today практически не присутствует".
По мнению Абрамовой, в работе с африканской аудиторией акцент в первую очередь должен быть сделан на социальных сетях. Впрочем, предложенный ею рецепт наращивания российского влияния, мягко говоря, неоднозначен: "Нам нужно покупать - без денег мы ничего не сделаем - лидеров общественного мнения. В первую очередь - блогеров, которые пользуются там очень большим успехом".
Ясно, однако, что и этот и другие проекты расширения информационного присутствия России на африканском континенте совсем не дешевы. "Все у нас упирается в финансы, - печально констатировала Абрамова. - Мы смотрели маркировку значимости сотрудничества с Африкой в табели о рангах Министерства финансов. Африка там стоит на позициях 6-7, то есть вторая и последняя с конца".
Финансами проблемы не исчерпываются. "У меня с точки зрения человека, представляющего образовательную организацию, один вопрос, - начал свое выступление заместитель директора Института стран Азии и Африки МГУ им. М.В. Ломоносова Андрей Фесюн. - А кто будет работать на земле. Кадры кто? В этом году Институт стран Азии и Африки не получил ни одну заявку на африканские языки. Ни одну! Причина? А причина элементарна: у студентов, вернее, абитуриентов, нет перспективы. Вывод: не имея перспективы к работе, мы не будем иметь приток свежих кадров, а будем иметь то, что имеем".
"Сколько бы мы ни критиковали Запад, мы видим, что они в кризисы вступают с подготовленной инфраструктурой, - подвел итоги дискуссии Алексей Пушков. - Мы все время вроде бы к чему-то психологически готовимся. И все время - как к снегу зимой - оказываемся неподготовленными. Все время действуем на ходу. Смотрите: Вторая мировая война - что, мы были к ней готовы что ли?.. К войне в Афганистане мы тоже не были готовы...
Я к тому, что когда мы выслушиваем друг друга и говорим, что нужно это, нужно то, нет того и сего, и пятого, и десятого... Ну, я подозреваю, что это, видимо, такая специфика наша - действовать в форс-мажорных обстоятельствах. С другой стороны - у нас практически нет выбора".