Ободренные успехом на промежуточных выборах, республиканцы в палате представителей, которые получат незначительное большинство в следующем конгрессе, предупредили администрацию Байдена, что ей следует ожидать гораздо более жесткого надзора за масштабной военной помощью, которую она оказывает Украине, пишет The Washington Post.
Администрация, предвидя такие требования, поскольку обязательства по военной помощи при президенте Байдене быстро приближаются к 20 миллиардам долларов, в последние недели работала над тем, чтобы предать гласности свои усилия по отслеживанию поставок оружия Киеву. И Государственный департамент, и Пентагон наметили планы, включая дополнительные проверки и обучение украинцев, призванные предотвратить попадание американского оружия в чужие руки — инициативы, которые до сих пор не смогли подавить республиканских скептиков, призывающих к проверкам и другим мерам ответственности.
Большинство в Вашингтоне согласны с тем, что стремление к усилению надзора — это хорошо. Но эксперты предупреждают, что существуют заслуживающие доверия ограничения для обеспечения безупречного учета всего оружия, переданного Украине, что, вероятно, оставит неудовлетворенными самых резких критиков Байдена.
«В лучшем случае есть недостатки в мониторинге конечного использования, и, конечно, Украина находится не в лучшем случае, — признает Элиас Юсиф, исследователь глобальной торговли оружием из Центра Стимсона. – Должна быть некоторая готовность быть практичными в отношении того, чего мы можем достичь».
Конгресс «привлечет наше правительство к ответственности за все финансирование Украины», — заявила в этом месяце член палаты представителей Марджори Тейлор Грин (от штата Джорджия), объявляя о мерах по проверке программы помощи после того, как Байден запросил еще 37 миллиардов долларов для правительства в Киеве.
«В будущем должна быть подотчетность», — сказал CNN в интервью CNN член палаты представителей Кевин Маккарти (Калифорния), нынешний лидер республиканцев в палате представителей, в котором он предостерег от выдачи Украине «карт-бланша» для противостояния России.
И все же расплата может начаться еще до прихода к власти республиканцев, отмечает The Washington Post. Ряд положений, предлагаемых в принятой палатой представителей версии ежегодного законопроекта о разрешении на оборону в этом году, потребует сети перекрывающихся отчетов от Пентагона и генеральных инспекторов, которые следят за передачей предметов военного назначения, а также создания целевой группы для разработки и внедрить расширенные меры отслеживания.
И в отличие от растущего хора Республиканской партии скептицизма по отношению к Украине, такие позиции — хотя их еще предстоит согласовать с версией законопроекта сената, которая все еще находится на рассмотрении в этой палате, — в значительной степени пользуются двухпартийной поддержкой.
«Налогоплательщики заслуживают того, чтобы знать, что инвестиции идут туда, куда они предназначены», — сказал в интервью член палаты представителей Джейсон Кроу (штат Колорадо).
Кроу возглавил работу в комитете ралаты представителей по вооруженным силам, чтобы включить в законопроект об обороне инструкции генеральному инспектору министерства обороны по рассмотрению, аудиту, расследованию и другим проверкам усилий Пентагона по поддержке Украины. Он назвал директиву «необходимой». По словам конгрессмена, в любом военном конфликте «могут быть оплошности и неправильное распределение припасов». Но Кроу также признал, что, вероятно, возникнут ограничения на объем отчетности, которую могут предоставить Соединенные Штаты.
«Мы не пытаемся предотвратить попадание каждой детали в руки русских, но мы хотим убедиться, что это не происходит в больших масштабах», — сказал он.
Законодатели, чиновники Пентагона и эксперты отмечают, что пока реальных поводов для беспокойства немного. Украина, по их словам, активно распоряжалась получаемой ею помощью, с готовностью сообщая о том, как использовалась военная помощь США — этот жест, по мнению официальных лиц, в немалой степени является функцией Киева, стремящегося получить больше помощи.
Также, продолжает The Washington Post, есть ощущение, что украинцы слишком сильно ставят на карту экзистенциальную национальную гордость, чтобы рисковать скомпрометировать свои усилия по борьбе с Россией, перекачивая оружие на черный рынок.
Но даже призрак смертоносной техники, проваливающейся сквозь щели, многих встревожил — особенно с учетом того, что Запад вливает в страну меньшее, менее отслеживаемое оружие, а гражданское население Украины сталкивается с отчаянными проблемами в своем элементарном выживании, пишет The Washington Post.
Часть беспокойства связана с практическими ограничениями. По словам пресс-секретаря Пентагона Патрика Райдера, Соединенные Штаты проводят инспекции оружия на Украине, «когда и где это позволяют условия безопасности», в местах, которые «не находятся вблизи линии фронта». Райдер отказался предоставить дополнительные подробности о программе инспекций, сославшись на опасения по поводу оперативной безопасности и защиты сил.
Тем не менее, по словам официальных лиц, Госдепартамент имеет ограниченный бюджет для инспекторов по оружию, работающих на Украине, и поэтому не может проверять каждую входящую партию. По состоянию на начало ноября американские наблюдатели провели только две личные инспекции с начала конфликта в феврале, что составляет около 10 процентов из 22 000 единиц оружия, предоставленного США, включая зенитно-ракетные комплексы «Стингер» и противотанковые ракеты «Джавелин», которые требуют усиленного надзора.
Кроу и другие хотят, чтобы Государственный департамент расширил свой список специалистов для проведения более регулярных проверок на складах и пунктах перевалки внутри страны.
Другая причина – закон. «Контроль за конечным использованием» регулируется Законом о контроле за экспортом оружия, который требует от администрации президента предоставления «разумных гарантий» того, что получатели военной помощи используют оружие по назначению и соблюдают любые условия, установленные Соединенные Штаты.
В большинстве случаев такая проверка происходит исключительно на месте передачи оружия украинцам. Только в особых случаях, обычно когда рассматриваемое оружие содержит секретную технологию, от страны-получателя требуется «усиленный» мониторинг. Это влечет за собой отслеживание серийных номеров и отправку отчетов с мест. На Украине к таким изделиям относятся «Стингеры», «Джавелины», средства ПВО «Авенджер» и приборы ночного видения.
Существующая система недостаточно хороша, утверждают некоторые законодатели, отмечая, что до конфликта Украина занимала довольно низкие позиции в глобальных индексах коррупции.
«Учитывая объемы товаров, которые мы продвигаем, мы обязаны иметь сторонний надзор. Мы делаем это по всему миру», — сказал в интервью член палаты представителей Майк Вальц (республиканец от штата Флорида). Он указал, что такая практика используется повсюду от Индии до Израиля и в странах, «которые по индексу коррупции и прозрачности намного выше», чем Украина.
Вальц, который работал с Кроу и другими над продвижением нескольких двухпартийных мер законопроекта об обороне, предусматривающих усиление надзора, выступает за то, чтобы украинские боевики были хорошо вооружены. Но он считает, что администрация Байдена слишком скептически относится к использованию американцев, чтобы получить более четкое представление о том, как обращаются с американским оружием.
«Сейчас по всей стране действуют группы ветеранов», — сказал Вальц, предполагая, что они могут быть привлечены к субподряду, чтобы отчитываться перед Пентагоном и Государственным департаментом о том, как оружие используется ближе к линии фронта. Кроме того, Вальц утверждает, что должна быть возможность направлять американских инспекторов не только на центральные склады оружия Украины, но и «вплоть до штабов бригад или даже батальонов» без чрезмерного риска.
До сих пор администрация Байдена сопротивлялась давлению с целью отправить инспекторов или другой военный персонал слишком глубоко на Украину, опасаясь разжечь более широкий конфликт. По словам официальных лиц США, которые говорили на условиях анонимности при обсуждении оперативных вопросов, американские специалисты в настоящее время проводят инспекции оружия без оружия — условия, которые, вероятно, были бы неустойчивыми, если бы они были отправлены ближе к линии фронта.